--Мне, почитай, лет 11 было, когда сердце захолонуло от страшной вести,--рассказывает 95-летняя труженица тыла.--Жили мы в Михайло-Никольске. В семье четверо детей. Отца сразу направили в трудовую армию. Помню, как сушили для него сухари и отвозили ему в Алкино. Так там он и остался. Может, от голода умер… Старший брат Михаил ушел на фронт. С боевой машиной «Катюша» дошел до Берлина. Погиб за десять дней до Победы. Командир части переслал фотографию брата, сделанную еще в мирное время дома. Она была вся залита кровью… Видимо, Миша всегда при себе ее хранил.
Мария, как и все ее сверстники, стала помогать колхозу. Выполняли разные задания. Вязали снопы, веяли зерно. А веялка была ручная--крутили ее вдвоем, насколько силенок хватало. Остальные успевали отгребать зерно. И дома работы хватало. Еще с довоенной поры семья держала большое хозяйство. Правда, овец похитили злоумышленники, поэтому старались уберечь хотя бы корову. Она была последней надежной кормилицей. Победу встретили со слезами на глазах--семья осиротела. Но разделяли радость с теми, чьи родные вернулись домой.
В трудовую биографию Марии вошла новая страница--строительство Десяткинской ГЭС, что на реке Бирь. Из каждого колхоза, куда планировалась подача электроэнергии, выделяли бригаду с гужевым транспортом. Девушки приезжали сюда или приходили пешком на неделю, жили на квартирах. Работа была тяжелая--копали траншеи. Но привычку старательно трудиться уже ничем нельзя было искоренить.
Шли годы, пришла пора заводить семью. Выдали Марию замуж за парня из деревни Костарево.
--Мы ведь до свадьбы не знали друг друга,--с улыбкой рассказывает Мария Ильинична.--Нынешним молодым, наверное, это в диковину. Жених погрузил мое приданое на телегу и привез в родительский дом. Его родным я понравилась, да и с мужем прожили душа в душу. Видно, суженого мне сам Бог послал.
Многие годы Мария Конькова работала дояркой на ферме в Костарево. Об этом говорят ее натруженные руки.
--У меня в группе было 20 коров, а всего на ферме около 400 голов крупного рогатого скота, семь табунов телят,--вспоминает ветеран войны.--Доили три раза в день. Иногда принимали отел прямо в поле. Только появившихся на свет телят приносили на ферму в фартуках. Тяжело было, но все трудились добросовестно. Никто не жаловался. Ведь самое главное--время настало мирное.
К 50-ти годам забот у нашей землячки прибавилось. Умер муж, пришлось ей все взвалить на свои плечи. Но и с этим справилась Мария Конькова, закаленная военными тяготами. Дети нашли свое место в жизни. Сейчас у нее шесть внуков и восемь правнуков, которые соревнуются, кто бабушке и прабабушке больше поможет. Благо, все живут в нашем городе.
Выйдя на заслуженный отдых, Мария Ильинична переехала в Бирск к детям. Около десяти лет ухаживала за парализованным зятем, и даже сейчас старается не быть обузой для родных. В свои 95 лет не страдает излишним весом, по-прежнему стройная и энергичная. Лишь ноги иногда подводят. Много километров она прошла по этой жизни, полной суровых испытаний. Ее воспоминания о военной поре--не просто семейная история, а достоверное свидетельство трудового подвига советского народа, позволяющее глубже понять цену Великой Победы.
Фото Степана Чиглинцева