--Татьяна Анатольевна, принять ребенка в свой дом—шаг очень ответственный, решительный. К этому нужно серьезно готовиться. Кандидаты наверняка проходят строгий отбор…
--Конечно. Во-первых, есть определенные требования к кандидату. Если вкратце, то замещающим родителем может быть гражданин России от 18 лет без судимости и медицинских противопоказаний. Во-вторых, он должен иметь конструктивную мотивацию своего решения. Необходимо четко определить для себя: «Зачем мне это надо? Мое ли это?». Прежде чем пройти подготовку в школе приемных родителей, гражданин обращается в отдел опеки с заявлением, регистристрируется как кандидат. Специалисты органов опеки выдают направление на обучение.
--Что представляет собой Школа приемного родителя?
--Это курсы по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В нашей школе кандидаты смогут реально оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью. Наша задача—помочь людям разобраться в своих чувствах и намерениях, подготовиться морально и практически к приему ребенка в свой дом, дать системные знания, необходимые для успешного и надежного создания новой семьи. Программа рассчитана на 80 часов, 13 тематических встреч.
--В каком формате проходит подготовка будущих приемных родителей?
--В форме интерактивного тренинга. Проводим не только лекции, но и моделирование ситуаций, игры. Среди тем, поднимаемых в ходе работы,--страхи и ожидания, юридические вопросы, возрастные и медицинские особенности развития детей, особенности в обучении и поведении, привязанность и травма привязанности, взаимодействие с кровными родственниками ребенка, поиск малыша и первая встреча. При подготовке предусмотрены также индивидуальные консультации.
Занятия в школе ведут педагоги, которые имеют большой опыт работы с детьми-сиротами, опыт по подготовке и сопровождению замещающих семей.
--То есть уже в ходе таких тренингов становится понятно, годятся кандидаты в замещающие родители или нет?
--Все верно. В этом нам помогают игры, дискуссии, психологические упражнения, просмотр тематических фильмов с их дальнейшим обсуждением. Важно, чтобы кандидат был максимально приближен к тем условиям, когда он останется один на один с приемным ребенком. Проводится необходимая диагностика и составляется психологическое заключение о возможности быть замещающим родителем, по окончании курса кандидат получает свидетельство о прохождении школы. С ним он обращается в отдел опеки, собирает необходимые документы по перечню, в том числе акт обследования жилищно-бытовых условий. По результатам получает заключение специалистов отдела опеки о возможности быть опекуном, усыновителем, приемным родителем. После этого кандидат регистрируются в базе данных отдела опеки, и ему подбирается ребенок с учетом пожеланий (пол, возраст, группа здоровья и другие критерии). Перед нами, специалистами, также стоит очень важная задача—подобрать семью по потребностям ребенка. Невероятно тонкая работа—все пазлы должны сойтись.
--Полагаю, это очень трогательный момент, когда родители и малыш впервые видят друг друга.
--Да, но не все так быстро происходит. Кандидат получает направление на посещение учреждения для знакомства. Сначала он знакомится с личным делом ребенка, его медицинской историей. Лишь после этого происходит первая встреча. Сначала общение ведется в нашем присутствии. Затем разрешаются недолгие прогулки по городу, приглашение в семью. Так родители и дети узнают друг друга поближе, в дальнейшем принимают решение о возможности создания приемной семьи.
--Вы продолжаете как-то отслеживать дальнейшую жизнь приемных детей?
--Обязательно. Для успешной адаптации детей, оказания помощи в преодолении негативных последствий прошлого опыта, создания благоприятных условий для проживания и воспитания помогаем в решении юридических, социальных вопросов, связанных с обучением и поведением принятого ребенка, и многих других. Ситуации бывают разные. Приемные родители могут заключить с нами договор о сопровождении семьи. Но и без такого договора нередко замещающие родители и другие специалисты обращаются к нам за помощью. В случае необходимости можем выехать в любой район, где находится ребенок, чтобы решить проблему.
--Есть ли случаи возврата приемных детей? И почему это происходит?
--К сожалению, возвраты случаются. Причины самые разные. Чаще всего проблемы возникают в подростковом возрасте. Ребенок начинает конфликтовать со сверстниками и взрослыми, употребляет алкоголь, убегает из дома. Родители теряются в таких ситуациях, хотя все риски на занятиях в школе проговариваются. Был такой случай. Абсолютно здоровую, казалось бы, девочку взяли, когда она училась в младших классах, но позже у нее возникло острое заболевание суставов, которое перетекло в хроническое. Приемной маме не нужен был больной ребенок, и она от него отказалась. Для ребенка это, конечно, было очень сильным потрясением.
Часто детей возвращают кровные родственники, оформившие опекунство,--бабушки, дедушки, тети, сестры. Они знали ребенка с рождения, принимали участие в воспитании, а в подростковом возрасте перестали с ним справляться, находить взаимопонимание.
--Татьяна Анатольевна, исходя из вашей многолетней практики, что все-таки побуждает людей принять в свою семью чужого ребенка?
--Чаще всего приемными родителями становятся люди среднего возраста. Свои дети у них уже взрослые, самостоятельные, и они чувствуют в себе родительский потенциал. У них есть и физические, и душевные силы помочь кому-то из детей. Есть у нас, к примеру, одна семья в Благовещенске, которая в общей сложности воспитала 52 ребенка. На сегодня у них 17 приемных детей, все из разных детских домов, в том числе из Бирска.
--Прямо родители-герои какие-то!
--Да, конечно, это особые семьи, особые люди. Воспитание детей-сирот для них—человеческая, душевная потребность, образ жизни.
--На ваш взгляд, финансовый мотив присутствует в желании взять малыша в семью?
--Финансовая мотивация—это нормальная, конструктивная мотивация в сочетании с мотивом помощи и само ценности ребёнка. Воспитание приемных детей—это профессиональное родительство. И это вполне естественно, что приемные родители получают вознаграждение за свой труд. Если они делают свою работу очень хорошо, то и результаты бывают отличными. Кстати, сумма выплат небольшая. А расходов на одежду, питание, обучение, лечение, развитие ребенка очень много. Энергозатрат еще больше. Поэтому решение взять ребенка—это все-таки веление души и сердца, а не материальная выгода.
Конечно же, для кандидатов важны положительные примеры устройства детей в семьи. И у нас их очень много. Обязательно о них рассказываем на наших тренингах. Это заряжает людей и придает им уверенности в принятии решения.
--Спасибо, Татьяна Анатольевна за беседу! Мы бы тоже с удовольствием рассказали на страницах нашей газеты о таких семьях и их положительном опыте. Пусть желающих сделать счастливыми детишек, оставшихся без родителей, будет больше!