—Татьяна Ивановна, как начинался ваш трудовой путь?
—После окончания восьми классов четвертой школы в Бирске поступила в Благовещенское педагогическое училище на специальность учителя начальных классов и воспитателя группы продленного дня. Девятнадцатилетней девушкой в 1988 году начала педагогическую деятельность в третьей школе родного города. Сейчас тружусь в седьмой. В общем, 35 лет учитель. Сама не верю.
—Для вас это истинное призвание?
—Да. Мечта детства—играла с куклами в школу. Когда училась, восхищалась своими учителями. Стали для меня образом настоящего идеала. Часто вспоминаю их с особой благодарностью. Сама люблю детей. Каждый день открываю школьную дверь и захожу в класс, а на меня смотрят светлые, чистые, любопытные глазки ребят. Ну разве это не счастье?
—Сейчас говорят, что дети сложные пошли, насколько это верно?
—Раньше были любознательными и непосредственными, и сейчас такие же. Только растут совершенно на других мультфильмах и книгах. Сегодня немного повольнее стали. Но несложные. Дети как дети. Во все времена им хочется играть, веселиться и шалить.
—Какими принципами важно руководствоваться в этой работе?
—Понимать детей, разговаривать на одном языке с ними. Если нужно и смеяться, и прыгать вместе. При этом оставаться честной и порядочной, доброй и требовательной.
—Хороший подход!
—Люблю делать то, что мне нравится, а это—работа и дети. Иногда задумываюсь, если бы пошла в другую сферу, как бы сложилась моя жизнь? Все равно прихожу к мнению, что это мое. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы, и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить больше. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, понимала, что нужно научиться, многое понять и освоить. По душе находить что-то новое, современное и заинтересовывающее детей. Получаю огромное удовольствие!
—Как уроки у вас проходят?
—Сейчас не представляю урок без компьютера, интерактивной доски, электронных информационных ресурсов, без деятельностного подхода в обучении, который смело перестроил принцип методики: не знаний, умений и навыков добиваюсь на уроке, а учу способности мыслить.
Но опять-таки, чтобы это использовать, нужно время, чтобы из всего мира информации найти необходимый доступный материал. Иногда сижу часами, подбираю материал, видео пересматриваю, презентацию создаю. Потом прихожу на урок, а дети равнодушны. «Ага,—думаю,—Не зацепило. Что же им не понравилось?» Начинаю анализировать, что изменить, чтобы завтра не повторить этого и точно заинтересовать. Сложность еще в том, что порой тех мультфильмов, которые они смотрят, не знаю (задумалась). Ну ладно, сейчас внук растет, с какими-то персонажами и знакомлюсь постепенно (смеется).
—Помимо занятий что интересует?
—Сама по себе очень активная. Посещаю семинары, практикумы, конференции, обучаюсь на курсах. Совершенствуюсь. Делюсь с коллегами. Много дано открытых уроков. Долгое время была руководителем методического объединения и школьного, и городского. В 2018 году участвовала в педагогическом конкурсе «Учитель года», стала победителем муниципального этапа. Вошла в двадцатку лучших учителей республики. В свободное время увлекаюсь цветоводством, читаю, люблю собирать грибы и ягоды и даже рыбачить.
—Вы говорили про внуков. Сколько их?
—Один, четыре годика. Сыну—31 будет. Мечтать еще о других своих детях некогда было. Всегда родители учеников просили: «Татьяна Ивановна, нас выпустите, пожалуйста! Потом только уходите!» Потом другие тоже самое говорили. Так и прошло время.
—Когда вам проще было работать: сейчас или раньше?
—Во все времена работать учителем было и есть сложно. Но сейчас много работы, которая никак не относится к учительской деятельности. Какие только ведомства нам ни дают задания! Затем обязательно отчет, подтвержденный фото в соцсетях. Педагог загружен. Учить, можно сказать, некогда.
—Что посоветуете молодым учителям?
—Уже несколько лет приглашают в комиссию на защиту выпускных квалификационных работ в БФ УУНиТ. Приходится девочкам, будущим коллегам, говорить пожелания. Очень рада, что они выбирают эту профессию (улыбается). Желаю, чтобы они работали с душой, не останавливались на достигнутом, всегда ставили новые цели, шли к ним, росли и учились. Это профессия—особая, благородная, пусть даже сложная. И если учителю сложно, значит, детям будет действительно интересно.
Фото Степана Чиглинцева