Каждый из нас может стать добрым другом для подростка из детского дома. Как, например, жительница Бирска Светлана Алябушева
Светлана Сергеевна—педагог начальных классов третьей школы. Два года назад она случайно увидела у тренера пост в соцсетях с приглашением в проект «Наставничество». Сразу пришла мысль: почему бы не попробовать?
--Позвонила, оставила заявку, прошла анкетирование,--рассказывает Светлана.—Должна отметить, что попасть в проект довольно сложно. Отбор серьезный.
Необходимо пройти обучение и собеседование с психологами проекта. Честно говоря, думала, что не попаду в наставники, так как были сомнения, выдержу ли я некоторые из испытаний. Но все прошло успешно. Моей подопечной стала 14-летняя Александра.
Наставница признается, что в первое время общаться было сложно. У девочки в жизни было много трудностей, она пережила предательство некоторых близких людей. У Саши сложился непростой характер. Она
была чрезмерно активна, нетерпима, не соблюдала дистанцию в общении, могла нагрубить, часто обманывала. Светлана признается, что эти качества подростка настораживали. Но зато было над чем работать.
Первая встреча состоялась в «Лесной сказке». Александра восприняла наставника как свою сверстницу, называла на «ты» и по имени.
--Ребенка нужно было учить всему: как вести себя со взрослыми и в обществе, как выстраивать отношения с окружающими, педагогами, одноклассниками,--рассказывает Светлана Сергеевна.—Откуда ей было это знать, если не было примера? Спустя полтора года Саша изменилась. Сама стала обращаться на «вы», наши отношения перешли на уровень взрослого и ребенка, а не сверстников. Она стала совершенно другой, сейчас мне с ней очень комфортно. Стараюсь знакомить Александру с авторитетными, состоявшимися людьми, чтобы она поняла, что можно многого достичь в жизни, если упорно трудиться над собой.
Учить элементарному
Наставница говорит, что трудности возникают не только с общением. Ребенка из детдома порой приходится учить элементарным бытовым навыкам, например, покупкам. Не секрет, что лишь недавно детей из приютов стали обучать самостоятельности: как приготовить пищу, постирать, купить что-то в магазине. Раньше за них все делал обслуживающий персонал. К тому же, личных денег, как правило, у воспитанников нет. Как же они научатся правильно их распределять?
Перед тем, как стать наставником, Светлана Сергеевна заручилась поддержкой семьи. Супруг и дети ее идею одобрили. Александру всегда с радостью ждут в их семье, где она не часто, но бывает. Саша подружилась с дочерьми супругов Полиной и Дашей. Александра всегда старается поддержать юную спортсменку—свою ровесницу Дашу на соревнованиях. К сожалению, сама Саша теперь не посещает секцию спортивного туризма из-за позднего окончания занятий.
Наставница отмечает, что многие ситуации, а порой даже вопросы взаимоотношения полов, они обсуждают. С тем, что дети в семье узнают с малого возраста, воспитанники детдомов знакомятся в 12-14 лет. Необходимо научить ребенка адаптироваться к дальнейшей взрослой жизни.
«Характер у меня ужасный»
Удалось поговорить и с Александрой. Бойкая, слегка с настороженным взглядом девчонка плюхается рядом на скамейку и замирает в ожидании вопросов. Сначала отвечает неуверенно. Потом все же становится более разговорчивой. Утверждает, что характер у нее сложный. Говорит, два раза сбегала из приемных семей—не нравилось. Хотя ее сестра Соня осталась. Александра подчеркнула, что у той более покладистый характер. Иногда сестры говорят по телефону и мечтают встретиться. А пока общаются по ватсапу.
Саша рассказала, что ей нравятся спортивные увлечения. Она играет в волейбол и поднимает штангу под руководством тренера, который дает ей комплекс упражнений.
--Светлана Сергеевна стала для меня наставником, советчиком, лучшим другом. Были такие, которых считала друзьями, а они предавали,--говорит девочка.—Она для меня как мама. Я могу узнать ответ на любой вопрос. Очень рада, что мы познакомились. Мы гуляем вместе по городу, ездим на природу, катаемся на электросамокатах. Ходили в гончарный цех, посещали спортивный комплекс, лыжную базу, были на «Богатырских забавах», а еще купались в проруби. Иногда прихожу к их семье в гости.
Саша рассказала, что в центре семейного воспитания «Феникс» им объяснили, кто такой наставник. Поэтому страха перед встречей не было. И Александра счастлива, что это знакомство произошло. Было сложно, после пережитого она потеряла доверие к людям: «Сейчас понимаю, что доверять надо тем, кто поддержит, кто рядом в трудную минуту». Советует другим детям не бояться общаться со своим наставником, просить помощи и совета.
Светлану Алябушеву девочка приняла сразу. Многие окружающие замечают, что Александра меняется в лучшую сторону, стала более спокойной, учится избегать конфликтов. На стене в Сашиной комнате висит совместная фотография Александры и ее наставницы под названием «Моя семья». Саша решила, что хочет стать поваром, чтобы «когда вырасту, вкусно готовить, муж и дети были довольны».
СПРАВКА Проект «Наставничество для подростков с опытом сиротства—опора на долгие годы» реализуется на грант главы Республики Башкортостан при поддержке фонда содействия гражданскому обществу и с использованием пожертвования благотворительного фонда «Абсолют-Помощь».
И вы можете стать наставником для ребенка из детского дома. Обращайтесь к куратору проекта в Бирске по телефону 8-987-139-55-39 (Ольга).
Фото из архива Светланы Алябушевой