-7 °С
Облачно
Все новости
Общество
14 Января , 17:32

Крещение Господне—один из двенадцати главных христианских праздников, который православный мир отмечает 19 января

Во время богослужения в канун Крещения в церкви происходит освящение воды. Она употребляется для освящения храмов, алтарей, икон, чаши для причастия. После ночного освящения воды многие окунаются в ледяную воду в проруби—иордани—на реке или озере. В этом году прорубь будет действовать в районе Затона.

Крещение Господне—один из двенадцати главных христианских праздников, который православный мир отмечает 19 января

Во время богослужения в канун Крещения в церкви происходит освящение воды. Она употребляется для освящения храмов, алтарей, икон, чаши для причастия. После ночного освящения воды многие окунаются в ледяную воду в проруби—иордани—на реке или озере.

Стоит ли нырять?

Церковнослужители говорят, что крещенские купания в иордани—не обязательный обряд. Церковь довольно прохладно относится к этой традиции. Однако в нашей стране она настолько распространена, что не замечать событие просто невозможно. Архаический ритуал связывает православие и язычество в плотный узел культуры и является одним из элементов русской аутентичности.

--Традиция крещенских купаний зародилась в народной среде и не предписывается церковным уставом,--говорит управляющий делами Бирской епархии протоиерей Сергий Рыжаков.—Христиане купаются исключительно по собственной инициативе, вспоминая о Иорданском крещении Спасителя. Традиция связана окунанием в освященную воду или святые источники. Распространенное представление об очищении от грехов при  троекратном погружении в освященную прорубь является ошибочным.

От грехов человек очищается посредством Крещения. После этого он присоединяется к церкви. От последующих грехов очищается искренним раскаянием, молитвой и покаянием. Купание в проруби не является аналогом ни крещения, ни покаяния.

Агиасму принимают натощак

--Крещенские купания не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении, не имеют отношения к церковному уставу, традициям совершения богослужений,--добавляет Сергий Рыжаков.--В определенных условиях и обстоятельствах они могут представлять опасность для здоровья и даже для жизни купающихся. Например, от перепада температур может остановиться сердце. Далеко не все участники купаний благоговейно относятся к освященной воде как к великой святыне. Некоторые думают о купаниях с суеверием, другие рассматривают их как моржевание.

18 января заканчиваются Святки—вроде бы православное, но на самом деле языческое действие, связанное с гаданиями, заговорами, ряжеными и другими древними традициями. В ночь после веселых гульбищ, которые продолжались с 7 января, люди очищались в ледяной проруби. Совместив языческие понимания природных сил и христианские традиции освящения воды в память о Крещении Христа, славяне верили, что сама прорубь и место вокруг нее в эту ночь обладают чудесной силой. 

--После совершения обряда освящения верующие уносят домой воду, которую еще называют «великая агиасма» (по-гречески «святыня»),--рассказывает Сергий Рыжаков.—Такая вода не меняет своих физических свойств, но с помощью молитвы меняет структуру. Это доказано учеными. Вода приобретает особое значение для верующих, позволяя прикоснуться к божественной благодати. Хранят святую воду до следующего праздника Крещения. Набрать ее можно в освященном водоеме 18 и 19 января, либо же принести на литургию из дома. Принимают агиасму благоговейно натощак с молитвой и просфорой каждое утро, употребляют в моменты душевного смятения, во время болезней, окропляют жилище, детей.

Купались далеко не все

В классической литературе можно встретить свидетельства того, что в дореволюционные времена люди ныряли в прорубь в крещенскую ночь. Однако традиция не была массовой. Как правило, в Крещение на реке или озере делали иордань, рядом ставили деревянный крест. После литургии верующие шли крестным ходом на берег, где священник служил молебен и трижды окунал в прорубь крест, освящая ее. Люди набирали оттуда воду, купались далеко не все.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля в определении значения слова «иордань» приводится пример: «В иордани купаются, кто о святках рядился». То есть традиционно на Руси ныряли в ледяную купель лишь те, кто в Святки участвовал в народных забавах, не соответствующих православным устоям. Это считалось возможностью «смыть грехи» перед богом.

Массовые же купания, как мы их знаем сейчас—относительно молодая традиция. Она возникла после распада СССР и распространилась в России и ряде других постсоветских стран. Многие воспринимают купание на Крещение как ритуал, исцеляющий духовно и физически. Число желающих приобщиться к нему растет. Однако, прежде чем нырнуть в прорубь, стоит прислушаться к медикам.

Фото Степана Чиглинцева

Автор:Елена Васильева
Читайте нас в