--Сергей Николаевич, что-то похожее у нас уже наблюдалось?
--Помню в 90-е годы, когда я работал директором СПТУ, комбайны тросами с полей вытаскивали. Но чтобы месяц беспрерывно шли дожди—такого не было. Даже те сорняки всходили, которые годами не появлялись.
--Сильно непогода сказалась на объемах кормозаготовки?
--Сложности, конечно, были. Тем не менее корма смогли набрать. Не сказать, что с избытком, но на зимовку должно хватить. В среднем заготовили 22 центнера кормовых единиц грубых и сочных кормов—сена, сенажа, силоса—на условную голову скота. Для сравнения, в предыдущие годы набирали по 27-28 центнеров. В лучшие годы бывало и 30 с лишним.
--Как отразилось на зерновых культурах переувлажнение почвы в нашем районе, из-за чего и был ранее объявлен режим ЧС?
--Такое я редко видел, но зерно прямо на корню прорастало. На семена оно уже не годится. На 2000 гектарах из 19700 урожай погиб. А это минус 3000 тонн зерна. Но даже с учетом этого смогли набрать 27 тысяч тонн, в прошлом году—33. Хватит и на семена, и на фураж из расчета четыре-пять килограммов в день на условную голову скота. На зиму этого достаточно. Второй вопрос, какого качества это зерно? Пока трудно сказать. Время покажет. До конца года постараемся проверить семена на всхожесть. Если она будет нормальной, то весной эти же семена будем проверять по другим параметрам. Анализ фуража хозяйства делают уже по желанию.
--На сегодня полевые работы завершились?
--Трем хозяйствам остается убрать подсолнечник. В день по 150-200 гектаров комбайны обмолачивают. Очень много гнили наблюдаем из-за влажности—до 40 процентов. Часть подсолнечника приходится везти на элеватор, чтобы высушить.
--А буренки на пастбищах еще пасутся, или для них сезон тоже завершился?
--По-разному. Где-то еще есть зеленая трава—там пасутся. Часть хозяйств перешла на зимне-стойловое содержание скота. Бессмысленно пасти скот на сухой траве. Коровы набивают живот, а толку нет. Лучше перейти на зимовку и кормить сеном, силосом. Будет гораздо продуктивнее. Но каждое хозяйство само принимает решение о переводе.
--Одна из главных проблем животноводов—низкая стоимость молока. Ситуация как-то меняется на этом рынке?
--К счастью, да. Закупочная цена как на мясо, так и на молоко растет. Если, к примеру, в прошлом году стоимость молочного сырья по нашему району составляла 26-27 рублей за литр, то сейчас доходит до 40. Цена зависит от объема реализуемого молока. Крупные поставщики получают и по 50 рублей за литр.
--У наших фермеров и предприятий проблем со сбытом нет?
--Сегодня молока в республике не хватает. Заводы, которые его перерабатывают, ищут поставщиков. У нас половина хозяйств сдает на предприятие «Уфагормолзавод». Другие с частниками работают. Каждый сам ищет, кому удобно и выгодно продать—экономику просчитывают.
--В некоторых районах Башкирии наблюдается снижение поголовья скота? А что у нас?
--Пока держим на уровне. Но есть опасение, что может сократиться поголовье молочных коров из-за лейкоза. Там, где выявляют это заболевание, ликвидируют весь скот в хозяйстве. Сокращение может произойти и из-за нехватки кадров.
--Многие же сейчас просто меняют направление, переходят на мясное животноводство. Есть у нас такие хозяйства?
--Есть. С мясными породами хлопот действительно меньше. Не надо утром рано вставать, идти доить, привязывать. Доярки не нужны. Все проще. И мясо всегда в цене.
--А каких специалистов еще не хватает?
--Агрономов, зоотехников, ветврачей, машинистов комбайнов, трактористов. При таком остром дефиците кадров хозяйства еще как-то выкручиваются. Перед каждым руководителем шляпу можно снять, памятник поставить за то, что пашут в таких условиях, умудряются производить молоко, мясо, зерно, корм. Без сельского хозяйства мы не проживем. Его поддерживать надо. Причем не только крупные предприятия, но и фермеров. Сельское хозяйство—опорная отрасль для нашей республики. Нужно его развивать.
--Спасибо, Сергей Николаевич за беседу! Пусть зимовка пройдет успешно! А о господдержке нашим аграриям обязательно подготовим отдельную публикацию.
Фото Степана Чиглинцева