+7 °С
Облачно
Все новости
Новости
15 Июня , 19:00

Награды нашли героев через четверть века

Указом российского президента Владимира Путина орденом Мужества награждены уфимские летчики, ветераны авиации Владимир Былда (посмертно), Салават Хабиров, Константин Бузанов и Петр Филипов.

Награды нашли  героев через четверть века
Награды нашли героев через четверть века

Наши земляки спасли жизни пассажиров, успешно посадив самолет с горящим двигателем. О их подвиге стало известно при содействии главы Башкортостана Радия Хабирова. Это случилось 23 августа 1996 года. Самолет Ту-134 авиакомпании «Башкирские авиалинии» летел из Анапы в Уфу. Погода была солнечной, но накануне был шторм, который выбросил на берег мелкие ракушки, рачков. На них и слетелись стаи голодных бакланов. Сложившаяся с пернатыми обстановка и стала причиной аварии. По словам штурмана Салавата Хабирова, она всегда была непростой, так как взлетная полоса шла к морю, и птиц всегда было много. Специальных отпугивателей еще не было. Случилось так, что при отрыве от земли раздался хлопок. Самолет повело в сторону. Оказалось, одна птица ударилась о шасси, другую отбросило, а третья угодила в левый двигатель. В результате этого титановые лопатки турбины погнулись и раскрошились, вместо двигателя осталась пустая «бочка». Горящие части упали в сухую траву, от чего загорелось летное поле. За считанные секунды скорость самолета упала с 300 до 260 километров в час, а внизу только море. Кружить в районе аэропорта, вырабатывая топливо, не было технической возможности. Второй двигатель работал исправно,и командир принял решение перевести борт в горизонтальный полет, развернуться и совершить аварийную посадку. Как рассказывала бортпроводница Зиля Габидуллина, когда самолет дернулся и повернул назад, мы поняли, что что-то происходит, кинулись проверять, все ли пассажиры пристегнуты. Все происходило очень быстро. Как вспоминает те напряженные минуты пилоты, не было времени испугаться, была четкая отработка: перекрыли топливо, перевели самолет в «горизонт». Никаких эмоций. Полет продолжался всего 18 минут, но для экипажа они показались вечностью. Самолет посадили с ювелирной точностью. Пассажиры начали возмущаться: «Зачем развернули? Нас дома ждут!». Никто из них даже не догадался, что пережил второе рождение. После того как пассажиры сошли на землю, в салон поднялся техник аэродромной службы со словами в адрес стюардесс: «Девчонки, вы в рубашках родились! За вами все поле горит». По этому поводу капитан Былда пошутил, мол вы нам тут дымовую завесу устроили. Пассажиры и не знали о возникших проблемах. А работники аэропорта задержку рейса объяснили лаконично: по техническим причинам. Руководство авиакомпании тоже особо не распространялось на этот счет—жертв и пострадавших нет. За проявленное мужество, сохранение жизни людей и техники членов экипажа отметили благодарностью, о чем есть запись в трудовой книжке, и премией в районе 100 рублей. Вот так подвиг и высочайший профессионализм башкирских пилотов остался незамеченным и был забыт на 25 лет. После закрытия «Башкирских авиалиний» наши герои работали в московских авиакомпаниях. В начале 2000-х годов Владимир Былда скончался, его похоронили в Курске. Салават Хабиров, Константин Бузанов и Петр Филипов вышли на пенсию, живут в Уфе. Указом российского президента Владимира Путина орденом Мужества награждены уфимские летчики, ветераны авиации Владимир Былда (посмертно), Салават Хабиров, Константин Бузанов и Петр Филипов. Наши земляки спасли жизни пассажиров, успешно посадив самолет с горящим двигателем. О их подвиге стало известно при содействии главы Башкортостана Радия Хабирова. Это случилось 23 августа 1996 года. Самолет Ту-134 авиакомпании «Башкирские авиалинии» летел из Анапы в Уфу. Погода была солнечной, но накануне был шторм, который выбросил на берег мелкие ракушки, рачков. На них и слетелись стаи голодных бакланов. Сложившаяся с пернатыми обстановка и стала причиной аварии. По словам штурмана Салавата Хабирова, она всегда была непростой, так как взлетная полоса шла к морю, и птиц всегда было много. Специальных отпугивателей еще не было. Случилось так, что при отрыве от земли раздался хлопок. Самолет повело в сторону. Оказалось, одна птица ударилась о шасси, другую отбросило, а третья угодила в левый двигатель. В результате этого титановые лопатки турбины погнулись и раскрошились, вместо двигателя осталась пустая «бочка». Горящие части упали в сухую траву, от чего загорелось летное поле. За считанные секунды скорость самолета упала с 300 до 260 километров в час, а внизу только море. Кружить в районе аэропорта, вырабатывая топливо, не было технической возможности. Второй двигатель работал исправно,и командир принял решение перевести борт в горизонтальный полет, развернуться и совершить аварийную посадку. Как рассказывала бортпроводница Зиля Габидуллина, когда самолет дернулся и повернул назад, мы поняли, что что-то происходит, кинулись проверять, все ли пассажиры пристегнуты. Все происходило очень быстро. Как вспоминает те напряженные минуты пилоты, не было времени испугаться, была четкая отработка: перекрыли топливо, перевели самолет в «горизонт». Никаких эмоций. Полет продолжался всего 18 минут, но для экипажа они показались вечностью. Самолет посадили с ювелирной точностью. Пассажиры начали возмущаться: «Зачем развернули? Нас дома ждут!». Никто из них даже не догадался, что пережил второе рождение. После того как пассажиры сошли на землю, в салон поднялся техник аэродромной службы со словами в адрес стюардесс: «Девчонки, вы в рубашках родились! За вами все поле горит». По этому поводу капитан Былда пошутил, мол вы нам тут дымовую завесу устроили. Пассажиры и не знали о возникших проблемах. А работники аэропорта задержку рейса объяснили лаконично: по техническим причинам. Руководство авиакомпании тоже особо не распространялось на этот счет—жертв и пострадавших нет. За проявленное мужество, сохранение жизни людей и техники членов экипажа отметили благодарностью, о чем есть запись в трудовой книжке, и премией в районе 100 рублей. Вот так подвиг и высочайший профессионализм башкирских пилотов остался незамеченным и был забыт на 25 лет. После закрытия «Башкирских авиалиний» наши герои работали в московских авиакомпаниях. В начале 2000-х годов Владимир Былда скончался, его похоронили в Курске. Салават Хабиров, Константин Бузанов и Петр Филипов вышли на пенсию, живут в Уфе.

Фото: ИА "Башинформ".

Автор:Ольга Платонова
Читайте нас в