- Александр Федорович, расскажите о площадках, на которых трудятся исследователи.
- У нас функционируют следующие научные лаборатории: «Математическое моделирование полимеризационных процессов и численное решение обратных задач химической физики», «Динамика многофазных сред в атмосфере», «Дифференциальные уравнения, численные методы и оптимизация нелинейных процессов», «Экологический мониторинг физико-химических загрязнений окружающей среды», «Микробиологическая лаборатория», «Композиционные материалы на основе керамики».
Созданы три совместные с Академией наук Республики Башкортостан лаборатории. Это «Математическое моделирование и механика сплошных сред», «Язык и литература в поликультурном пространстве», «Аграрная экономика».
Интенсивно действуют такие научные школы, как «Совершенствование образовательного процесса в поликультурном социуме» под руководством доктора педагогических наук, профессора Ильгиза Синагатуллина; «Биология и экология окружающей среды»--руководитель, доктор биологических наук, профессор Николай Кутлин; «Лингвистические исследования дискурса»--руководитель, доктор филологических наук, профессор Айгуль Карамова.
- Сфера интересов наших ученых?
- Спектр исследовательских направлений широк: от математического моделирования физико-химических процессов и механики сплошных сред до особенностей отечественной и зарубежной истории. Результаты научных работ отражены в монографиях, учебниках и учебных пособиях, сборниках научных трудов, энциклопедиях, словарях и статьях, в научной литературе.
- С кем сотрудничают исследователи филиала?
- С научными учреждениями Российской академии наук, отраслевыми академиями наук, научными организациями и предприятиями. Результаты изысканий непрерывно внедряются в учебный процесс.
- Какие востребованные направления разрабатываете?
- С 2021 года--цифровую педагогику. В ее рамках ежегодно создаем инновационные лаборатории по каждой специальности, где выполняются научные исследования. Сейчас успешно работают десять лабораторий.
- Кто оплачивает изыскания?
- Научно-исследовательская работа финансируется за счет грантов и хоздоговорных исследований.
- Назовите факультет, кафедру и ученого--лидеров научной деятельности.
- В 2024 году по количеству статей, публикаций лидирующие позиции занимает Евгений Стовба. У него более 15 крупных научных работ. На втором месте—Юрий Кутлин. Хочу отметить Сергея Бронникова, кафедра которого второй год подряд выходит в передовики по совокупности всех научных достижений.
- Какими прикладными открытиями может похвастаться филиал?
- С точки зрения практической значимости отмечу разработки школы члена-корреспондента Академии наук РБ Владислава Шагапова, ныне покойного. Эти исследования связаны, в том числе, с движением жидкости и газа, а это движение газа и нефти в трубопроводах. Это направление очень востребовано, так как данный вид передачи топлива распространен в России. Еще одно направление этой школы—работа с газогидратами. Это отложения газа на дне океанов, которые сегодня активно изучаются, так как содержат значительные запасы углеводородов. В последние годы пытаются приступить к их извлечению. Наши молодые ученые разрабатывают методы добычи данных видов топлива.
Исследователи биолого-химического факультета изучали ремедиацию (восстановление) почв, загрязненных нефтепродуктами за счет микроорганизмов. Работы находятся на завершающей стадии. Как показало ЧП на Черном море, данные микроорганизмы будут востребованы для ликвидации последствий подобных аварий.
Евгений Стовба изучает экономику сельских регионов. Его труды можно и нужно использовать для развития таких малых территорий, как, например, Бирский район. В его активе—крупные федеральные гранты на исследования.
Результаты изысканий лаборатории психологии на социально-гуманитарном факультете используются для написания статей, выполнения дипломных и курсовых работ.
- Расскажите о планах филиала...
- К 2030 году в рамках программы «Приоритет-2030» требуется существенное омоложение состава преподавателей. Притоку молодых кадров способствует возобновление работы аспирантуры. Планируем довести долю работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно-педагогических работников к 2030 году до 35 процентов. Такой рост возможен за счет более активной работы научных школ филиала и привлечения молодых преподавателей со стороны.
Беседовала Ольга БУНАКОВА.
Фото Степана Чиглинцева