В обсуждении темы участвовали председатель региональной марийской национально-культурной автономии РБ «Эрвел марий», заместитель председателя федеральной марийской национально-культурной автономии России Родион Плотников, председатель ветеранской организации Бирского района Анатолий Трапезников.
Присутствовали около 50 представителей от самых разных сфер: образования, культуры, здравоохранения, бизнеса, общественных организаций, пенсионеры. Карты Балтачевского, Караидельского, Мишкинского, Благовещенского, Нуримановского районов приехали ознакомиться с опытом создания таких организаций. Имам-хатыб бирской мечети «Историческая» Назар Насибуллин пришел поддержать заявленную инициативу.
О необходимости принятия такого решения говорил Вячеслав Сабиров, председатель комиссии по делам традиционной религии народа мари национально-культурной автономии народа мари в РБ, депутат Совета Бирского района. Он напомнил слова президента страны Владимира Путина: «Россия поддерживает права каждого народа на сохранение самобытности. Последовательно и независимо развиваются только те страны, которые берегут национальную идентичность и самобытность своих народов, чтут память предков и при этом с уважением относятся к другим культурам и традициям».
Общепринято, что для сохранения духовных ценностей российского народа—милосердия, сострадания, доброты, отзывчивости--необходимо объединить усилия государства и общественных организаций, в том числе религиозных. Сегодня государство признает особую роль традиционных религий в духовно-нравственном развитии россиян, особенно молодежи, и защищает право человека исповедовать любую религию.
--Для того чтобы народ мари мог сохранить свою веру, традиции и обряды, передать подрастающему поколению знания предков, нужна официальная организация с уставом,--отметил Вячеслав Александрович.--Ее регистрация дает право законно осуществлять деятельность, направленную на распространение вероучения, собирать пожертвования и взносы, иметь на балансе имущество и распоряжаться им, решать вопросы пользования земельными участками, на которых находятся молельные рощи.
В республике уже пятый год действует централизованная религиозная организация марийской традиционной религии Башкортостана. Учредителями выступили две общины «Марий Кумалтыш» из Янаульского района, одна община из Дюртюлинского района и три общины из Краснокамского. Организация Бирского района также войдет в региональную структуру и будет действовать с ней совместно, в одном ключе.
В настоящее время в Башкортостане идет работа по созданию религиозной образовательной организации—Марийской духовной академии. Полностью разработан устав и готовится собственный профессиональный стандарт среднего и высшего профессионального образования для священнослужителей марийской традиционной религии.
В прениях шли горячие споры, в частности, об участии женщин в составе учредителей. О сути традиционной марийской религии напомнил историк-краевед Александр Изиляев.
--Создание религиозной организации районного уровня—значимое историческое событие,--пояснил Родион Плотников.—У нее общие задачи с национально-культурной автономией района и республики: сохранение национальной культуры, родного языка и традиций марийского народа, воспитание молодежи. Пусть крепнут наши ряды и воплотятся в жизнь все инициативы.
Высокий гость также вручил Почетную грамоту председателю марийской национально-культурной автономии Бирского района Дмитрию Ибашеву за плодотворную работу на своем посту.
Участники собрания избрали учредителей, совет, ревизионную комиссию. Председателем организации стал Вячеслав Сабиров, главным картом--Альберт Акушев.
Расходились все с хорошим настроем работать на благо республики, страны.
Под офис организации выделено помещение в бывшем военкомате (в доме купца Горохова) по адресу: Бирск, ул.Ленина, 39.
Эльза ИВАНОВА,
глава сельского поселения Чишминский сельсовет:
--Приветствую на посту картов и в составе учредителей представительниц слабого пола. В годы Великой Отечественной войны именно женщины взяли на себя обязанность проведения молебнов, заменив ушедших на фронт мужчин, сделав все, чтобы сохранить обряды.
Матвей БАЙНАЗОВ,
врач Бирской ЦРБ:
--Для нас традиционная вера--не просто обряды, не просто дань памяти предкам. Мы находим духовно-нравственные ориентиры. Как бы ни менялся мир, его восприятие нами, основополагающие принципы духовности со временем только крепнут через религиозное мировосприятие.
Справка
Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Большого Белого Бога (Ош Кугу-Юмо).
Марийские моления обычно проходят в священных рощах--кюсото. Рощу для моления выбирает карт--марийский священник--по определенным параметрам.
Модель мира для марийцев--дерево. Оно соединяет подземный мир, мир людей и космос и представляет из себя одновременно возникновение, развитие и упадок. Именно поэтому мари молятся в рощах священным деревьям (онапу). Дерево--посредник между богами и людьми, место пребывания бога во время жертвоприношения. Еще один посредник для мари--это карт, своеобразный жрец.
Мари не ходят в рощи часто, как ходят православные в церковь и мусульмане в мечеть. Посещают их только по праздникам в дни молений.
Марийские рощи обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны—для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для принесения ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами.