+10 °С
Облачно
Все новости

Стал героем «Зимней войны»

Дорогие друзья! В мае 2025 года страна отмечает 80-летний юбилей Победы над фашистской Германией. В серии статей под рубрикой «Броня Победы» знакомим вас с основными экземплярами танков и самоходных орудий Красной Армии. Именно на этих грозных машинах наши отцы и деды громили самую сильную армию Европы и закончили свой славный боевой путь в Берлине. Первый в этом списке—средний танк Красной Армии Т-28.

Стал героем «Зимней войны»
Стал героем «Зимней войны»

Обращал врагов  в бегство

Т-28 был символом военной мощи РККА. Периодически использовался в войсковых маневрах. Однако важным мероприятием для него стали площади Москвы и Киева, по которым он проходил в составе всех парадов, начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной. Многобашенные Т-28 действительно имели весьма грозный и внушительный вид и олицетворяли собой мощь Красной армии.  

На полях сражений являлся танком прорыва, был предназначен для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника.

Боевое крещение состоялось в ходе «освободительного похода» на Западную Украину и в Белоруссию в сентябре 1939 года. В конце ноября 1939 года  боевые машины  участвовали в советско-финской войне.

Вот некоторые эпизоды с участием Т-28. Танковая рота под командованием лейтенанта Хохлова, дабы миновать минные поля, двигалась по азимуту лесом. Танки, легко ломая деревья, подошли к  н.п. Корвале уже в сумерках. На одной из высот обнаружилась наша пехота, которая залегла под огнем финнов. Быстро сориентировавшись, Хохлов повел танки в атаку, обратив противника в паническое бегство. Утром за рекой разгорелся новый бой. Финны оказывали упорное сопротивление. Танки Т-28, перейдя реку вброд, разбили несколько дзотов и вышли в тыл врага. Это и решило исход боя.

Другой случай. Танковая рота Хараборкина после артподготовки прошла первую линию надолбов по проходам, проделанных саперами. Сходу преодолела вторую линию надолбов. Некоторые машины расстреливали «зубы дракона» из пушек, другие—проходили по их верхам. За препятствиями оказался противотанковый ров. С помощью фашин (связка прутьев), лежавших на броне, танкисты сделали два прохода и таким образом преодолели противотанковый ров. Развернувшись, завязали бой с дотами. Танк командира оказался позади одного из дотов. Тремя бронебойными снарядами экипаж разбил его бронированные двери, и дот замолчал. На этом участке главная оборонительная полоса «линии Маннергейма» была прорвана. За этот бой старшему лейтенанту Хараборкину присвоили звание Героя Советского Союза.

Боевой путь Т-28

К началу Великой Отечественной войны больше половины Т-28 оказались в небоеспособном и сильно изношенном состоянии. Танки, находившиеся на складе под Минском, были захвачены в первые дни войны. Только одна машина, управляемая старшиной Д.Малько 29 июня на предельной скорости промчалась по улицам города, тараня вражеские автомобили и тягачи.

Рота под командованием А.Бурды из засады атаковала и уничтожила немецкую колонну, которая прорывалась к Белой Церкви в сопровождении 15 танков.

Небольшое количество единиц участвовало в битве под Москвой. В качестве подвижных огневых точек применялись и при обороне Ленинграда до 1943 г. Дольше всех герой Зимней войны воевал в составе Карельского фронта в Заполярье. К моменту наступления советских войск в 1944 году в строю еще оставались три машины.

Несмотря на то, что техника создавалась по требованиям  начала 1930-х годов, на Карельском перешейке проявила себя самым лучшим образом. Т-28 превосходил Т-26 и БТ по проходимости и бронированию. На второй передаче свободно передвигался по снегу глубиной 80-90 см, лучше преодолевал рвы, эскарпы и другие препятствия. Бои в Финляндии показали, что танк Т-28 является надежной и ремонтопригодной машиной, несмотря на суровые географические и климатические условия эксплуатации, артиллерийские обстрелы и минные поля.

Конструкторское бюро, разработавшее машину, возглавлял знаменитый Ж.Я.Котин. Серийное производство осуществлялось на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде. С 1933 по 1940 год было изготовлено 503 машины.

Танк Т-28 весил 27 тонн. Бронирование  30-20 мм. Управлялся экипажем из шести человек. В главной башне было установлено 76-миллиметровое полевое орудие (как пушки на Соколке). В двух башнях и в броне находились четыре пулемета Дегтярева калибром 7,62 мм.

По материалам М.Барятинского («Бронетанковая техника СССР 1939- 1945», «Советские танки в бою») и Л.Безыменского.

Автор: Александр КУФТЕРИН

Фото танка Т-28 из открытых источников

Читайте нас: