-5 °С
Облачно
Все новости

Бирянин Муромцев воевал не наскоком, а умением

Вот что рассказал об отце-фронтовике  Александр Муромцев:

Бирянин Муромцев воевал не наскоком, а умением
Бирянин Муромцев воевал не наскоком, а умением

- Мой отец Анатолий Антонинович Муромцев родился 11 сентября 1915 года в Бирске, окончил шесть классов. Семья была большая: семь человек. Было четыре сестры, он был пятым.

Детство выдалось тяжелым (все время об этом рассказывал): мучил голод, есть было нечего, пекли лепешки из лебеды.

Трудился учеником слесаря, а потом слесарем плавсостава бирской пристани. В 1936 году окончил курсы и получил права водителя. Его призвали в армию. Направили в танковую школу под Витебском шофером. По его просьбе разрешили посещать в свободное время занятия, где преподавали устройство танка и ведение огневых действий. В дальнейшем эти знания спасли жизнь ему и многим другим.

После службы в танковой школе отцу присвоили звание сержанта и перевели в механизированную бригаду шофером, командиром отделения.

В 1937 году отправили в особую часть НКВД водителем. В 1938 году откомандировали в Казахстан в г.Алма-Ату, где он получил задание о транспортировке секретного груза в Китай. Поручили 15 груженых автомобилей (полуторок), закрытых тентом. Также были прикомандированы водители из других частей. Отец имел самый большой водительский стаж, поэтому его назначили старшим группы. Предстояло доставить груз по серпантину за пять тысяч километров в Китай.

В дороге было много случаев и курьезов во время ремонта автомобилей и многого другого. Один водитель уснул и слетел в обрыв. В кузове оказались самолеты в разобранном виде. По пути следования останавливались в провинциях и населенных пунктах. Китайцы оказывали всякую помощь питанием. Технически за этот путь пришлось освоить автогенную сварку. До последних дней отец помнил все населенные пункты и провинции Китая, где проезжали.

С 1939 года участвовал в боевых действиях против японцев на территории Монголии у реки Халхин-Гол. После демобилизации в 1941 году, побыв дома две недели, был мобилизован на Великую Отечественную войну.

Проходил службу в составе 453 отдельного армейского саперного батальона шофером. С 1942--особый отдел НКВД, водитель, командир отделения.

С марта 1943 года--управление контрразведки «Смерш», командир отделения. Неоднократно выезжал вместе со старшим начсоставом в служебные командировки по специальному заданию на передовую линию фронта, где вел себя спокойно, смело и мужественно, несмотря на артиллерийский и пулеметный обстрелы противника.

Однажды, двигаясь на позиции, нужно было проехать под обстрелом артиллерии. Можно было объехать опасный участок, но не хватало в баках бензина. Полковник, которого отец вез с пакетом, приказал ехать вдоль линии фронта, чтобы сократить путь. Только двинулись, впереди--взрыв, отец--по тормозам. Впереди--воронка, стекло и тент на полуторке вырвало. Полковник достал пистолет и рукояткой начал бить отца по спине и орать: «Гони!»

Отец помнил, как на занятиях в танковой школе им объясняли тактику ведения боя по движущейся мишени, а они были просты: один из трех ударов твой. Впереди снаряд ударил, отец по тормозам--пауза, противник цель потерял, опять газу, снаряд сзади--газу.

Отец отключился, не чувствовал ни ударов, ни криков. Когда прибыли в расположение, отца взяли под охрану. Полковник пошел на доклад. Через некоторое время отца вызвали для объяснения, почему так вез командира с ценным пакетом. Отец попросил бумагу и карандаш, чтобы на рисунке показать свои знания и действия.

Полковник, у которого был растрепанный вид и оторван погон, встал на колени и попросил у него прощения, а у самого слезы на глазах. Тут же, в кабинете, отца наградили медалью «За отвагу». В такой же обстановке воевал под Купянском, Калачем, Сталинградом, Котлубанью, Паншино и переправах через реку Дон.

Память бережно хранит еще один его рассказ. Подъехали на автомашине ГАЗ-М1 к переправе через реку Дон. В салоне пять человек, переправа забита машинами, людьми. Здесь в первую очередь переправляли военную технику.

На обоих берегах, в лесу было огромное сосредоточение военной техники, и вдруг налетели немецкие самолеты. Люди врассыпную. Отец смотрит, а переправа пуста. Скомандовал начальникам: «В машину!»--и рванули по пустому мосту. Проехав 200-300 метров, вышли и увидели, что оба берега Дона усыпаны людьми и разбитой техникой.

Отец много рассказывал о войне. Это были страшные битвы. Видел много смертей, подлости и предательства. Проводили массу операций по задержанию и поимке диверсантов, подготовленных и заброшенных на нашу территорию фашистами. Для Москвы и Питера подрывников готовили в Германии. Контрразведка знала, где, в каком квадрате и в каком количестве будут сброшены диверсанты. В основном это были парашютисты. Случались и перебежчики через линию фронта к врагу, их задерживали.

Еще один случай из его военной службы. Когда Красная Армия взяла штурмом Берлин, в глаза наших солдат резко бросилась непорядочность американских военных: они вели себя как хозяева.

Однажды, следуя на трофейном автомобиле «Хорьх» с начсоставом, проезжая перекресток в Берлине, увидел регулировщиков в американской форме, которые отдали честь. Это всех удивило.

Доехав до пункта назначения и высадив начальников, возвращался в свое расположение. Проезжал через тот перекресток. Регулировщик вдруг дал указание отцу повернуть налево, а ему надо было ехать прямо. Отец подчинился. Вдруг сзади появился американский мотоциклист, затем второй, обогнали и рукой «ком, ком» потребовали следовать за ними. Подъехали к высокому зданию с большим лестничным маршем. Машину развернул и поставил на ход, мотоциклисты были уже наверху.

По правилам никого нельзя было сажать в машину, куда-либо заходить... Отцу надо было оторваться от мотоциклистов. Поднявшись несколько ступенек, крикнул: «Айн момент»--и развернулся. Машина была с открытым верхом. В прыжке влетел за руль, ключ был в замке зажигания, и дал хода другой дорогой. Когда он рассказал этот случай, все поняли: если бы зашел в здание, обратно бы не вышел.

Демобилизовался в конце 1945 года, трудился на различных предприятиях Бирска. Большую часть жизни отработал шофером на почте на улице Ленина, 29. Автопарк был небольшим: всего две полуторки ЗИС-5 и две лошади для доставки почты на небольшие расстояния. Руководил почтамтом товарищ Г.К.Юнусов. Это был очень спокойный и уважаемый отцом начальник.

В конце 1957 года отца назначили механиком гаража. Автопарк пополнили две машины ГАЗ-51. В дальнейшем построили теплый гараж на четыре машины, отапливаемый двумя круглыми печками на дровах.

В конце 60-х годов трудился главным механиком на комбинате бытового обслуживания по ремонту бытовой техники, мотоциклов и инвалидных колясок на улице Фрунзе, 61.

После выхода на пенсию по приглашению директора предприятия «Бирские тепловые сети» Б.Я.Пурина, с которым много лет работал на почте, был принят водителем. До сих пор на Доске почета предприятия висит фотография моего отца. Нынешнему руководству теплосетей огромная благодарность за уважение к ветеранам войны и труда.

Трудясь в теплосетях, отец вел общественную работу на 180 квартале. Был назначен старшим дома №116-д по улице Интернациональной. Жители дома с удовольствием участвовали в субботниках по наведению порядка на придомовой территории. В дальнейшем на этой многоэтажке установили табличку «Дом образцового содержания».

За время службы Анатолий Антонинович Муромцев награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны II степени. Умер отец 10 октября 2006 года.

При сборе данных и подготовке статьи большую помощь оказали научный сотрудник Бирского исторического музея Ольга Владимировна Антонова, специалист военного комиссариата г.Бирска Ольга Николаевна Добросмыслова.

Фото из семейного архива

1945 год. Анатолию Муромцеву 30 лет.

 

 

 

Автор:Ольга Бунакова
Читайте нас: