Многие родители в этом году отвели детей в первый класс
И сразу же ощутили, что их малыш повзрослел. Но тут же начали опекать чадо: собирать за него портфель, решать «домашку», пугая, что «если не будешь хорошо учиться, то…». Даже если родители делают это лучших побуждений, они допускают ошибки. Как мамам и папам избежать этого? Рассказывает психолог службы семьи Илина Насипова.
--Илина Рашитовна, здравствуйте! Как же привить ребенку желание осваивать науки самостоятельно?
--Практически все дети воспринимают новый статус позитивно и идут в первый класс с удовольствием, ведь для них это показатель взрослости. Но когда родители при каждом удобном случае говорят ребенку, что он должен что-то делать, «потому что уже школьник», а объем новых обязанностей оказывается для первоклассника непосильным, он приходит к мысли о том, что школа—самое ужасное место. Родителям следует помочь ему сделать шаг в новый этап жизни.
--Многие мамы сразу помогают с уроками, собирают за ребенка ранец, доносят его до двери класса. Это правильно?
--Дайте малышу возможность самостоятельно делать уроки, собираться в школу. У многих первоклашек это получается, не говоря уже о старших учениках. Любой навык формируется исключительно через практику. Ребенок сам собирает, а вы мягко направляете, советуете, задаете наводящие вопросы, не забыл ли он что-то положить. Если вы приучите сына или дочь делать все за них, то в дальнейшем вам придется решать не только школьные задачи, но и другие жизненные проблемы.
--Родители говорят: «Учеба—это легко и просто», «Как здорово в школе!», «У тебя появятся новые друзья!», постоянно напоминают ребенку, что он уже школьник…
--Да, ваш ребенок уже первоклассник, но сразу же стать взрослым он не может. Любые начинания не всегда легко даются даже людям с опытом. Да и друзья появляются не сразу и не у всех. К тому же ситуации в школе бывают разные. Поэтому они вызывают неодинаковые чувства.
Первый класс сложен не столько содержанием учебников, сколько адаптацией к новому распорядку дня, коллективу, деятельности. Для детей это стресс! На его преодоление нужно много энергии: и физической, и психической. Позвольте им больше отдыхать, играть, гулять, делать то, что они любят.
--Порой первоклассника воспринимают не очень серьезно, считая, что проблем у него быть не может.
--Дети, которых игнорируют родители, в последующем просто начинают меньше им доверять. Ослабевают детско-родительские отношения, что может привести к проблемам ребенка с социумом.
Больше интересуйтесь делами своих чад. Спрашивайте, что нового они узнали на уроках, об их интересах, друзьях. Старайтесь быть не только родителем, который кормит, одевает, контролирует, но и еще понимающим, любящим и просто другом. Чтобы сохранить контакт, важно слушать и слышать, что говорит ребенок, не критикуя и не обесценивая его переживания.
--Правильно ли заставлять переписывать домашнюю работу несколько раз, чтобы было «идеально»?
--Требовать от школьника учиться только на «отлично»--самая грубая ошибка родителей! Лучшее, что можно сделать—совершенствовать таланты ребенка, поддерживать его интересы. Тогда в будущем он станет успешным человеком, который не побоится получить тройку, а просто будет следовать за своей мечтой, добиваться больших успехов в жизни. Из-за стремления к идеалу некоторые родители заставляют переписывать домашнюю работу. Дети переутомляются, от раза к разу получается все хуже... Итог: «Ненавижу школу с ее домашними заданиями».
Малыши в этом возрасте очень эмоционально реагируют на неудачи, могут болезненно воспринимать замечания и критику. Плохая оценка их работы значит для них, что это они плохие.
--Родителям хочется, чтоб сын или дочь были всесторонне развиты. Они записывают их сразу в несколько секций и кружков. Правильно дли это?
--Одновременное посещение многих секций приводит к усталости и апатии. Ребенок начинает разрываться между кружками и домашними заданиями. У него пропадает интерес к учебе. А как же свободное время? Общение с друзьями? Или просто полежать и отдохнуть? Если ваш малыш не посещал раньше дополнительные занятия, пока не стоит их начинать. Пусть сначала адаптируется к школе.
--Как строго надо контролировать детей? Помогут ли тотальный контроль и гиперопека?
--Излишнее навязчивое внимание к действиям и словам ребенка, ограничение в собственном выборе приводит к тому, что он не может доверять родителям, начинает скрывать многие вещи, что приводит к разладу в отношениях. Стоит понимать, что каждый человек уникален, у него свои увлечения, интересы и таланты. Конечно же, контроль важен, но надо знать меру. Научитесь выстраивать границы между контролем и свободой своего ребенка, помогите стать независимым и уверенным в себе человеком, который самостоятельно сможет принимать решения и справляться с проблемами.
--Благодарим вас, Илина Рашитовна, за обстоятельные ответы. Всем первоклассникам желаем хорошей учебы. А родителям—выдержки и мудрости.
Беседовала Елена ВАСИЛЬЕВА.