Первый заместитель министра внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан Лена Изотова рассказала, что Башкортостан поставляет продукцию собственного производства в 120 стран мира и потенциал далеко не исчерпан. На ныне санкционные страны приходилась треть экспорта и сейчас республика вполне ориентирована на компенсированное замещение направлений внешней торговли. Башкортостан серьезно развернулся в сторону стран СНГ, ближнего Востока, азиатских рынков. Одновременно не прекращает работать и с традиционными направлениями внешнего рынка.
Директор компании Аспер Александра Ляврик подчеркнула, что серьезный удар пришелся на электронную коммерцию - российские компании на немалой части площадок столкнулись с проблемами: ни зарегистрироваться, ни вывести деньги, ни подключить платежные системы. Башкирский Центр поддержки экспорта активно помогает в электронной торговле в России.
Руководитель Представительства АО "Российский экспортный центр" в Уфе Ренат Маняпов рассказал участникам сессии, что эта организация остается федеральным институтом поддержки экспорта. Вскоре возобновится предоставление субсидий на сертификацию по транспортировке. Близится перезапуск программы made in Russia – система добровольной сертификации. Сейчас основной выставочный фокус российского экспорта переносится на страны СНГ, Ближний Восток, Африку. Но кроме выставок – направлен туда и поток бизнес-миссий при поддержке Центра. Есть демонстрационно-дегустационные залы – Китай, Вьетнам, ОАЭ и Египте – можно там выставлять продукты питания, продукцию АПК.
Вице-президент Российского союза выставок и ярмарок Андрей Жуковский привел в пример данные двенадцатилетних опросов всех участников выставок в Экспоцентре в Москве. Доля компаний, которые во все времена заявляют о фатальных переменах и готовы сложить руки перед вполне естественными рыночными трудностями, не превышает двадцати пяти процентов. Остальные - ищут и находят пути, и растут.
Особенно он выделил ЦПЭ Башкортостана, назвав его драйвовым. Отношения с зарубежными байерами сохраняются при любом внешнем фоне. Скептикам он посоветовал посмотреть на свой товар глазами покупателя из другой страны—купили бы сами свой товар? И тогда будет понятно, кому с легкостью можно его продать.