+18 °С
Облачно
Все новости
Общество
14 Сентября 2021, 17:25

Больше узнать о Бирском районе и его главной водной артерии можно, отправившись в сплав по Белой

Из очерка главного путешественника, эколога, краеведа нашего района Валерия Васильевича Киселева вы узнаете о самых интересных достопримечательностях, встречающихся на туристическом маршруте. Прочитаешь очерк—словно сам там побывал.

Больше узнать о Бирском районе и его главной водной артерии можно, отправившись в сплав по Белой
Больше узнать о Бирском районе и его главной водной артерии можно, отправившись в сплав по Белой

Из очерка главного путешественника, эколога, краеведа нашего района Валерия Васильевич Киселева вы узнаете о самых интересных достопримечательностях, встречающихся на туристическом маршруте. Прочитаешь очерк—словно сам там побывал.

 

Первая декада августа... Кратковременные дожди, временами переходящие в ливни с грозами и даже градом, снова сменяются надоевшей до чертиков удушливой жарой. Хочется прохлады, освежающего ветерка, живительной речной влаги, приносящей телу бодрость, а душе—умиротворение. И о, чудо!

Сплавимся однозначно!

Словно по заказу раздается звонок, и знакомый по многочисленным нашим путешествиям голос моей коллеги Юлии гонит прочь унылые мысли: «Не хотите ли вместе с нами сплавиться по реке Белой от Питяково до Бирска? На катамаране под парусами!» Последнее слово смыло все мои сомнения. Я сплавлялся на плоту с друзьями раз пять по этому маршруту, но под парусом ни разу в жизни.  Красота! Ветер поработает за нас, не надо будет мозолить руки веслами. Забегая вперед, скажу, что ветер нас подвел. И очень здорово.

В пасти «сетчатого питона»

Перед сплавом решил для себя: если писать о маршруте, то сообщать читателям только о новых находках, новых достопримечательностях и приключениях. Зачем повторяться, если наша волшебница и чародейка Агидель неиссякаема на фантазии и способна преподносить все новые сюрпризы. И они начались с первых же шагов на берегу Белой.

Еще из окна нашего авто я заметил самый настоящий, живописный бурелом—поваленные, покосившиеся либо полусгнившие от старости ветлы, дубы и осокори. И пока женская половина строгала салаты, два профи, Сергей Ляпустин и его сын Алексей, закручивали последние гайки и крепили морскими узлами стропы парусов, мачту, каркас к баллонам катамарана. Я окликнул нашу юную сплавщицу Аню: «Идем, я покажу тебе нашу прибельскую тайгу со всеми ее дикими обитателями!»

То, что сотворило безжалостное время и климатические катаклизмы, удивило меня. Аня даже боялась подходить к «лесным чудовищам». Особенно страшен и суров был покосившийся  ствол осокоря, очень похожий на сетчатого питона с разинутой пастью. Но молодость бесшабашна, и скоро Аня сама органично исполняла роль «примата южноамериканской сельвы» (питон, как известно, питается и обезьянами).  

Чудес было все больше, и мы с полчаса бродили по таинственной прибельской уреме,  заросшей  мятой, спелой  ежевикой, душистой полынью цитварной и нашей северной лианой—каллистегией с огромными белыми цветами.

Под флагом РГО

Примерно через час после нашего прибытия на берег Белой зелено-голубые паруса гордо реяли над речным плесом. На самой макушке грот-мачты затрепетал не «Веселый Роджер», а синий флаг Русского географического общества (РГО).

Перекус домашней снедью, фото на память перед стартом всей командой, облаченной в яркие спасжилеты, и  прогретая вода Белой  ласково приняла наш катамаран в свои объятия. Красота!  Любовались зелеными берегами, высокими холмами по правому борту,  брызгами  воды от ударов жирующих судаков и жерехов, золотистыми пляжами, на которых нежились цапли, чайки, кулики.

Но для нас такая идиллия закончилась довольно скоро. Попутный ветерок начал «пошаливать», дуя то с левой стороны, то с правой. Выручали четкие команды нашего опытного кэпа Сергея Силантьева, заставляющего то и дело менять расположение переднего паруса—стакселя по отношению к ветру, то есть идти галсами. Временами и вовсе воцарялся полный штиль.  Приходилось браться за весла.

Кстати, нужно отметить, что вся оснастка нашего судна, кроме двух гондол-баллонов, была сделана руками Сергея Ляпустина и его помощников, сыновей Алексея и Максима и дочери Тани, которая сотворила на швейной машинке эти чудесные крылья-паруса.  Да-а, не переведутся в Бирске Кулибины, мастера-умельцы на все руки!

Следы метеорита или карстовая воронка?

Впереди нас ждали самые интересные места, великолепные достопримечательности. Мы с друзьями, членами Бирского отделения РГО, уже знали о них по прежним сплавам на плоту и даже дали им названия. О некоторых уже было упомянуто в очерках газеты.

 

Все так же красив устремившийся ввысь острый, упрямый, не поддающийся климатическим невзгодам пик Победы, который мы назвали в честь 100-летнего юбилея газеты «Победа». Грозна и неприступна со стороны реки самая высокая на маршруте (164,8 м) гора Дозорная. Таинственна и даже страшна огромная, по нашим меркам, впадина  между Дозорной и Столовыми горами.

Что это за странное образование, похожее то ли на кальдеру вулкана, то ли на кратер от взорвавшегося много лет тому назад небольшого метеорита? А может это просто карстовая воронка, провал, изуродованный за долгие годы водной и воздушной эрозией? Ведь крутые правые берега Белой во многих местах сложены растворимыми (карстующимися) породами. Скорее, это так, но очень хочется верить в метеоритное происхождение. Ведь даже внешний вид этого места словно говорит о том, что небесное тело летело с севера и врезалось в гору (а раньше она была еще выше и солиднее). И взорвалось, образовав глубокий метеоритный кратер. Выброшенные взрывом к югу огромные массы породы образовали хребет, названный нами Столовым из-за плоских ныне вершин, смытых за многие годы в реку.  И самое печальное—взрыв  погубил и племя наших предков, заселивших эти благодатные места и зажигавших на вершине горы сигнальные костры при виде чужаков или стад диких животных, идущих к водопою. Ну что же, мечтать  никогда не вредно, тем более плывя по нашей древней Белой Воложке.

С голубого ручейка пополняется река

Так получилось, что раз пять я проплывал с друзьями на плоту, увы, мимо этого чуда природы. На этот раз, волею случая, нам пришлось причалить к берегу, чтобы пополнить быстро иссякший на жаре запас воды. Меж холмов глубокая расщелина, которую пропилила явно бурная ранее речка, а не хилый ручей, который предстал перед нами. Я по привычке отошел в сторону, надеясь найти на берегу кое-какие артефакты из минувших эпох. Но громкие, удивленные голоса моих спутников позвали меня обратно. --Ой, Валерий Васильевич, что это за чудо? Почему вода в роднике голубая? А можно ее пить?

Я подошел к ручью и замер от удивления. Берега ручья и его русло местами были ярко-голубого цвета, словно впитавшие краски небесной синевы над нами. Но сама вода чистая и прозрачная. Чуть поодаль весело журчал небольшой водопадик, который я тут же окрестил Малышок. Да, воды ручья размыли верхний слой горной породы и вынесли на свет божий обнажения  популярной  голубой глины.

Приведу о ней лишь несколько любопытных фактов. Для нашего района она не редкость. Я встречал ее в трех-четырех местах. Имеет сложный химический состав. Более всего в ней кремния, алюминия, магния и даже есть серебро. Образовалась голубая глина в донных отложениях древних кембрийских морей, то есть ей более 500 млн лет! Бывает она не только голубой. Но лечебной считается именно такая. Этот цвет ей придает наличие кобальта, кадмия, алюминия.  В царской России ценилась на вес золота и применялась почти от всех недугов. Сейчас широко используется в косметике и также в медицине.

Привет из далекого плейстоцена

Обед на походном столе под огромным тентом и под звуки аппетитно булькающего борща на походной плите, ароматный травяной чай—все было круто! Но более всего манила и не отпускала сплавщиков удивительно теплая сверху и прохладная внизу, почти прозрачная бельская водичка.

Остудив покрасневшие телеса, вернув заново интерес к жизни, народ занимал свои места на катамаране. Я нехотя побрел по мелководью к берегу, стараясь не наступить на острые ракушки и камни. И вдруг заметил на дне черный прямой предмет, заостренный с одного конца. Неужто опять что-то от мамонта, вроде обломка конца бивня? Осторожно извлек из воды, сделал пару снимков на усеянном раковинами моллюсков галечном берегу, а затем гордо продемонстрировал поджидающим меня коллегам: «Всем привет из ледникового периода! Обломок бивня или рога ископаемого животного! Явно сломал в битве за прекрасную половину своего рода».

Дома внимательно рассмотрел находку. Нет, это не от бивня мамонта. Я их находил не раз на наших реках. У мамонта он закругленный со всех сторон, очень плотный, а этот слегка сплюснут с  боков. Бизон? Тоже не подходит. Бизоны из семейства полорогих, у них рог пустой внутри. Включил всезнающий интернет. И нашел фото животного, полный скелет которого выставлен в краеведческом музее Екатеринбурга. Подпись гласила: «Гигантский олень—мегалоцерос. Вымер в плейстоцене. Обитал на влажных лугах возле водоемов на Урале, в Поволжье. Огромные рога, лопатообразные, до двух метров в размахе, с острыми отростками по краям. Больше всего его останков находят на стоянках древних людей каменного века». Я не палеонтолог, но это описание больше всего подходит к найденному обломку рога.

Под вспышки молний и раскаты грома

Как всегда погода неожиданно внесла свои коррективы в наши планы. Невесть откуда взявшаяся огромная темная туча стала быстро наплывать на нас с юга. Приняли решение разбирать катамаран, убирать все паруса, вызывать авто с прицепом для погрузки сплавсредства. Делать это  пришлось под сильным ливнем, вспышки молний и оглушительные раскаты грома.

Промокшие, слегка продрогшие, но довольные добрались до дома. Пройдена лишь треть маршрута, а это значит, что он должен быть преодолен до конца. Ведь впереди еще много новых открытий, находок, приключений и положительных эмоций, на которые так богата наша красавица Белая. Попутного ветра, «Бригантина»!

Автор:Ольга Тимофеева
Читайте нас: