-4 °С
Облачно
Все новости
Общество
27 Августа 2019, 12:18

Федеральные целевые программы в сфере образования: новые возможности развития

Начальник МКУ Управление образования Бирского района Виктор Лобов выступил с докладом на ежегодном августовском педсовете. Он по традиции подвел итоги прошедшего учебного года, проанализировал проблемы и обозначил пути их решения, наметил ключевые ориентиры дальнейшего развития системы образования. Подробно остановился на реализации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность». Приводим основные тезисы его выступления.

Начальник МКУ Управление образования Бирского района Виктор Лобов выступил с докладом на ежегодном августовском педсовете. Он по традиции подвел итоги прошедшего учебного года, проанализировал проблемы и обозначил пути их решения, наметил ключевые ориентиры дальнейшего развития системы образования. Подробно остановился на реализации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Социальная активность». Приводим основные тезисы его выступления.

«Современная школа»

Главное в проекте: проведение комплексной оценки качества общего образования, создание современной материально-технической базы школ в сельской местности и малых городах, создание новых мест в общеобразовательных организациях, участие 70 процентов школьников в различных формах сопровождения и наставничества, реализация общеобразовательных программ в сетевой форме 70 процентов организаций начального, основного и среднего общего образования, строительство и введение в эксплуатацию школ с привлечением частных инвестиций. В образовательный процесс будут вовлечены не только ученики и педагоги—его неотъемлемой составляющей должны стать родители и общественные объединения.

По проекту в этом году предоставлена субсидия на общую сумму 4846247 руб-лей средним общеобразовательным школам с.Бахтыбаево, с.Осиновка, с.Чишма на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков. Планируется создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей (центр «Точка роста»), способствующих формированию современных компетенций и навыков у детей, в том числе по предметным областям «Технология», «Информатика», «Основы безо-

пасности жизнедеятельности» и другим, а также внеурочной деятельности, и в рамках дополнительных общеобразовательных программ. В настоящее время заключены соглашения о предоставлении субсидий, организовано проведение закупочных процедур, осуществляются поставки оборудования. Педагоги, будущие сотрудники центров, успешно прошли дистанционное обучение из шести модулей, также очное обучение в Екатеринбурге.

Открытие трех центров «Точка роста» в нашем районе (всего в республике—133) запланировано на сентябрь 2019 года. До 2024 года поэтапно предусмотрено обновление материально-технической базы в рамках проекта во всех общеобразовательных организациях Бирского района (в республике—798). В 2019-2020 гг. в «Точке роста» принимают участие сельские школы, с 2021—школы, расположенные в малых городах. Предложения по созданию центров в нашем муниципалитете направлены для согласования в министерство образования РБ.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает повышение интерактивности и индивидуализации обучения, которые достигаются путем применения в современном образовательном процессе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Электронное образование—это не только необходимость, продиктованная временем, но и шаг на пути к совершенствованию системы предоставления образовательных услуг и получения знаний. Оно открывает широкие возможности для всех участников образовательных отношений: педагогов, обучающихся, родителей.

Проведена определенная работа по регулированию отношений, возникающих в связи с оказанием в электронном виде таких муниципальных услуг, как «Зачисление детей в общеобразовательные учреждения», «Предоставление информации о текущей успеваемости», «Ведение электронного дневника, электронного журнала успеваемости», которые предоставляются непосредственно общеобразовательными учреждениями по заявлениям физических лиц. Они включены в реестр муниципальных услуг муниципального района.

«Цифровая образовательная среда»

Проект нацелен на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

За шесть лет все образовательные учреждения будут обеспечены стабильным и быст-

рым интернетом. Главные цифры проекта (к 2024 году): внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы 25 процентов общеобразовательных организаций, обеспечение 100 процентов образовательных организаций в городах интернетом со скоростью соединения не менее 100 Мб/с, в сельской местности—50 Мб/с. Появится сеть центров цифрового образования.

Сегодня в рамках проекта средняя школа №7 участвует в мероприятиях по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях. Подписано соглашение о предоставлении субсидии на сумму 2,1 млн рублей.

«Поддержка семей, имеющих детей»

Этот проект предусматривает создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет. Делается это путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Планируется создание центров помощи, будет запущен федеральный портал поддержки родителей.

От нашего района в 2018 году участие в открытом конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий на поддержку развития деятельности по информационно-просветительской поддержке родителей принял коллектив центра развития ребенка—детсада №7 «Улыбка». Учреждению выделено 1,5 млн рублей из средств федерального бюджета на развитие консультационного центра для детей и родителей. На эти средства приобретено и установлено современное специализированное оборудование, закуплены игры и игрушки, программно-дидактические комплексы, интерактивные развивающие пособия для проведения диагностических исследований и занятий с детьми. Оборудована сенсорная комната. С помощью дистанционного программного обеспечения проводятся занятия с родителями и малышами, не посещающими детский сад, ребятами с особыми образовательными потребностями и гражданами, желающими усыновить ребенка или принять на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2019 году этот же детский сад стал победителем конкурса на предоставление гранта в рамках мероприятия «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей» федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Центр родительского просвещения, являясь структурной единицей детсада №7 «Улыбка», объединяет по соглашению о сетевом взаимодействии шесть площадок: детсады №7 «Улыбка», №3 «Дюймовочка», №13 «Звездочка»,

республиканский центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и его филиалы (Туймазинский и Ишимбайский). До декабря 2019 года планируется провести 20 тысяч консультаций. С целью пролонгирования проекта в июле 2019 года детсад №7 «Улыбка» подал заявку на предоставление грантов из федерального бюджета в 2020 году.

Поставленная президентом Российской Федерации задача по обеспечению местами в дошкольных образовательных организациях детей с трехлетнего возраста в нашем районе успешно выполнена, но она остается не до конца решенной для детей в возрасте до трех лет. В общей электронной очереди зарегистрировано на 20 августа нынешнего года 987 детей. Актуализированная очередность при этом составляет 67 детей.

«Успех каждого ребенка»

Этот проект призван создать систему, в которой уже на ранних этапах обучения помимо базового образования ребенок сможет выбрать интересующие его направления будущей профессиональной деятельности. К концу 2024 года ученики 5-11 классов смогут наряду с основными школьными предметами проходить программы профессионального обучения. Кроме того, во всех регионах страны будет развиваться система дополнительного образования: 80 процентов детей в возрасте от пяти до 18 лет должны быть в нее вовлечены. Такое обучение будет осуществляться в том числе дистанционно, что позволит охватить не менее 70 процентов детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в республике создается региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по модели образовательного центра «Сириус». И здесь мы считаем, что у наших лицеистов по праву появляется реальная возможность заявить о себе на уровне республики. Потенциал для этого имеется.

Все школы района приняли участие в апреле-мае в открытых онлайн-уроках «Проектория», направленных на раннюю профориентацию.

В этом году в рамках проекта субсидии будут выделяться для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций для реализации программ по предмету «Физическая культура». В программе принимает участие средняя школа с.Печенкино.

«Учитель будущего»

Главным стратегическим ресурсом образования по-прежнему остаются педагоги. В системе образования нашего района работает около 938 педагогических работников, 99 процентов из них имеют высшее профессиональное образование. Одной из наших приоритетных задач стало создание муниципальной информационно-методической образовательной среды для обеспечения профессиональной готовности педагогических работников к реализации нового стандарта. В целях методической подготовки педагогов была продолжена реализация различных форм методической работы—профессиональные объединения, семинары, конкурсы. Но сегодня особое значение приобретают непрерывное обучение и профессиональное совершенствование педагога. Все педагоги района своевременно повышают свой уровень квалификации. Квалификационные категории имеют 66 процентов работников. Из них: первую—314 учителей (33 процента), высшую—351 (37 процентов). За последние три года курсовую переподготовку прошли 811 человек (82 процента), за прошедший год—517 (52 процента).

В последние годы увеличивается процент прохождения курсовой подготовки в заочной форме (дистанционные курсы повышения квалификации). Массовое внедрение стандарта основного общего образования требует профессионального роста педагога независимо от преподаваемого учебного предмета, овладения новыми профессиональными компетенциями в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся. И поэтому сегодня введено в научный оборот понятие «методическая компетентность педагога в реализации ФГОС общего образования», оценка ее сформированности положена в основу профессионального стандарта педагога.

Проект направлен на внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций.

«Социальная активность»

Система образования является соисполнителем проекта. Он предусматривает развитие добровольческой (волонтерской) деятельности с вовлечением в нее к 2024 году не менее 20 процентов граждан муниципального образования. Активность способствует развитию талантов и способностей у детей и молодежи путем поддержки общественных инициатив и проектов. Лучшим практикам будут выдаваться гранты.

Нам необходимо активизировать деятельность по внедрению грантовой системы поддержки как образовательной системы в целом, так и в поощрении труда отдельно взятого учителя. Поскольку это реальная возможность улучшить финансовое положение, материально-технические условия и, как следствие, повысить качество образования.

Предстоящий новый учебный год будет ознаменован новшествами, которые будут также иметь стимулирующую значимость для развития сферы образования.

В республике стартует проект «Взлетай», представляющий собой комплексную программу, направленную на развитие функциональных способностей обучающихся по образовательным программам среднего общего образования за счет ресурсов дополнительного образования. Определены пилотные площадки для внедрения модулей проекта. Пилотом от нашего муниципалитета определена средняя школа №7.

Важным является переход всех школ республики на пятидневную учебную неделю. Претерпят изменения структуры урочной и внеурочной деятельности, повысится роль и качество проведения тематических суббот.

С сентября вводится система персонифицированного учета обучающихся системы дополнительного образования. Внедрение именных сертификатов позволит привлечь денежные средства в наиболее успешные учреждения дополнительного образования, внедрить здоровую конкуренцию.

Во второй половине 2020 года будут обновлены примерные программы всех уровней общего образования: в школах появятся новые учебные дисциплины, в основном, воспитательной направленности: «Семьеведение», «Киноуроки в школы», «Школа позитивных привычек», «Путевка в будущее», «Клас-сный воспитатель».

Поэтапно планируется переход всех школ республики на единое меню горячего питания.

Министерство образования РБ вводит рейтинг школ. По его итогам 10 городских и 10 сельских школ его получат по одному миллиону рублей на реализацию образовательных проектов. По словам и.о. министра образования РБ А.В.Хажина, начинаем соревнование, которое должно мотивировать школы на использование новых методов организации образовательной деятельности, поиск новых форм работы с одаренными детьми, подготовку педагогов-наставников.

С 2020 года намечается выделение грантов учителям сельских школ: 100 учителей РБ получат по 600 тысяч рублей. Ожидается финансовое поощрение учителей, подготовивших стобалльников, а также победителей российских и международных олимпиад.

В образовании, как и в природе, не существует статики. И учитель не может, не имеет права быть старомодным. В руках учителя—будущее: будущее его школы, будущее его учеников, а значит, будущее и страны в целом. Об этом необходимо всегда помнить и использовать предоставленные возможности для движения вперед.

Перед нами стоят амбициозные, сложные задачи. Уверен, что наш район обладает достаточными ресурсами для их выполнения. Благодарю всех педагогов за преданность своей профессии, за очень трудную, но крайне важную работу. Надеюсь, что в будущем поколение, которое мы воспитываем сегодня в быстро меняющемся мире, сохранит и приумножит наши национальные традиции, будет жить в мире и согласии. Мы должны для этого сделать все от нас зависящее уже сегодня.


Полный текст выступления начальника МКУ Управление образования Бирского района В.А.Лобова читайте на сайте газеты «Победа».
Читайте нас: