-11 °С
Снег
Все новости
Общество
5 Июля 2019, 11:09

Как полюбить слово

Многие учителя жалуются, что школьники совсем не читают книг. Им не интересен прекрасный мир русского языка и литературы. Педагог с солидным стажем Старопетровской средней школы Людмила Таштиева делится с молодыми коллегами своими секретами:

Многие учителя жалуются, что школьники совсем не читают книг. Им не интересен прекрасный мир русского языка и литературы. Педагог с солидным стажем Старопетровской средней школы Людмила Таштиева делится с молодыми коллегами своими секретами:
—За годы работы в школе сложилась стройная система преподавания русского языка и литературы. Признаюсь честно, словари—моя слабость. И ученикам пытаюсь привить любовь к ним. Считаю, что у каждого в домашней библиотеке одним из главных изданий должен быть словарь. Поэтому работе с ним уделяю самое серьезное внимание. Подробно знакомлю учащихся с разными типами словарей, учу рациональному способу пользования ими.
Обычно ввожу школьников в этот удивительный мир по плану. Выясняем такие вопросы, как назначение словаря, характер и содержание словника, порядок расположения слов, структура словарной статьи, система помет, иллюстраций, правила пользования словарем.
Но прежде всего тщательно изучаем предисловие к нему. При работе с орфографическим словарем Д.Н.Ушакова, С.Е.Крючкова при помощи помещенных в нем «Важнейших правил правописания» учащиеся выполняют упражнения. Например, вставить пропущенные буквы и проверить их правописание по словарю; расставить ударения, особо выделяя слова, в которых допускаются вариантные ударения, проверить по словарю; раскрыть скобки, проверить по словарю; установить разницу в значении определенных слов, составить с ними предложения; образовать формы родительного падежа единственного числа.
При работе со словарем русского языка С.И.Ожегова учащиеся составляют словарные статьи, проверяют себя, вставляют пропущенные буквы, определяют лексическое значение слов, рассказывают об их
происхождении.
Очень интересно проходят словарные диктанты с использованием орфографического словарика, помещенного в конце учебника русского языка. Все учащиеся по очереди диктуют работающему у доски словарные слова. Потом проверяют работу и комментируют выставленную оценку. Так у всех без исключения формируется и закрепляется навык написания словарных слов и повышается интерес к их запоминанию.
Для работы с каждым словником можно составить интересную систему упражнений. Выполняя разные задания, школьники приучаются быстро и правильно ориентироваться в справочной литературе, а также запоминают много новых слов. Увлекает ребят задание по составлению тематических групп слов индивидуально или в группе. Группы могут быть любыми, например, на темы литературы, науки, театра, нравственных качеств, общественно-политической лексики, экономики. Эти совокупности слов можно использовать на уроках развития речи и при выполнении творческих работ.