-18 °С
Облачно
Все новости
Общество
15 Апреля 2019, 11:23

Желание исполнит Кугыжа тумо, или Как лесной великан обрел вторую жизнь

Есть в нашем районе знаменитый дуб. 280 лет ему насчитывается. По преданию, от него пошла земля бахтыбаевская.

Есть в нашем районе знаменитый дуб. 280 лет ему насчитывается. По преданию, от него пошла земля бахтыбаевская.

Кужнур основал Пектывай

Мало кто знает, как образовалось село Бахтыбаево и чем было примечательно. Вот что написано об этом в книге Михаила Роднова «Из истории сел северного Башкортостана»: «Селение расположено в 16 верстах от города. При нем протекает ключ Перша. Население—черемисы-припущенники. В селении три мельницы, одна из них на речке Тосымдо, вторая на ручье Безымянном. Хозяевами мельниц были Кутлияр, Ванька, Байбак. Эти места так и называют по имени их владельцев. Имелись три лавки, одно красильное заведение, кузница. Сабантуй (Пеледыш пайрем), майские праздники, народные гуляния проводились на лугу, недалеко от старой мельницы у р.Тосымдо (Тусанда). Это место называлось Алан—«красивая цветущая поляна».

До революции Бахтыбаево входило в Бирский уезд Чураевской волости. До 1940 года было в составе Мишкинского района. По преданию, Бахтыбаево (Кужнур) было основано в 1735-36 годах переселенцем по имени Пектыбай (Пектывай), появившимся здесь в поисках свободной земли. На месте его будущего дома была широкая длинная поляна, что по-марийски звучало как кужу нур. Это и стало названием нового поселения. Позже его стали называть Пектывай, по имени одного из поселенцев, к которому, как рассказал нам старожил села Михаил Кутлусатов, якобы обратились переписчики населения с вопросом о названии населенного пункта. И по ошибке или не поняв, записали вместо слова Кужнур имя попавшегося им первым местного жителя. Со временем разросшееся село стали именовать Бахтыбаево.

Дубовая рощица стала священной

Сразу же за обширной поляной, которую начали застраивать поселенцы, раньше простирались густые леса. В них преобладали дубы, а также липы, клены, вязы, ветлы. Могучие дубы и ветлы до сих пор сохранились кое-где вокруг села. В Бахтыбаево не было молельных строений, но и поныне живы участки местности, которые заменяли жителям часовни и церкви. Одно из них—небольшая дубовая рощица, растущая недалеко от шоссе Бирск—Янтузово напротив автобусной остановки, стала для жителей священным местом под названием Кумалтыш. Здесь совершаются обряды, моления марийских родов и другие торжества во время религиозного праздника «Керемет кумалтыш».

Красна земля талантами

Бахтыбаево славится не только своей красивой природой, интересной историей, но и талантливыми, умелыми людьми. Среди них композитор, лауреат премии им.Г.Саляма, заслуженный деятель искусств РБ Анатолий Кукубаев. Из ныне живущих хорошо известны далеко за пределами своего села изготовитель музыкальных инструментов, особенно оригинальных барабанов, заслуженный работник культуры Республики Марий Эл, член гильдии ремесленников РБ Михаил Кутлусатов и резчик по дереву, член Союза художников России Ефрем Калимьянов. Оба в прошлом году были представлены к почетному званию «Народный мастер РБ».

Первым среди бахтыбаевцев получил звание заслуженного работника культуры РБ заведующий клубом Николай Тимергазин. Родились и выросли на этой земле заслуженный артист России Вячеслав Асмаев; художественный руководитель государственного ансамбля «Мари», певец, народный артист Республики Марий Эл, заслуженный артист РБ Станислав Шакиров; заслуженный художник РБ Иван Файрушин; заслуженный работник культуры РБ Валерий Иванов.

25 выпускников бахтыбаевской средней школы имеют диплом о художественном образовании. Многие работают художниками, учителями по изобразительному искусству, мастерами народных промыслов.

Где рождаются сувениры?

Нас, активистов местного отделения РГО, заинтересовало сообщение в СМИ о том, что в селе Бахтыбаево собираются открыть туристско-краеведческую тропу для желающих более подробно ознакомиться с историей, культурой, бытом, талантливыми людьми и красивой природой этого прекрасного уголка Бирского района. Вот мы и договорились с Михаилом Кутлусатовым о визите в один из мартовских дней.

Михаил Павлович встретил нас у самых ворот своего красивого дома. Впрочем, таких домов в селе много. Не зря Бахтыбаево заняло второе место в конкурсе на звание самого красивого села. Первым делом, после чашки горячего чая, он начал знакомить нас со своими музыкальными шедеврами.

Их было много, очень много, один краше другого! Барабаны, волынки, бубны, часы настенные, посуда в оригинальной оплетке. Более 260 изделий смастерил своими талантливыми руками сельский умелец. О каждом из них он готов рассказывать часами, любовно поглаживая шершавыми руками их полированные и разукрашенные бока. Показал и свою мастерскую, где рождаются сувениры, разлетевшиеся аж по всему миру. Не забыл сводить нас и в школьный этнографический музей, где собраны многие предметы быта и старины марийской деревни.

—Ну, географы-краеведы, а теперь проведу-ка я вас к нашему знаменитому дубу, от которого, по преданию, пошла земля бахтыбаевская.

Украшение туристской тропы

Дуб растет недалеко от школы. По снежной тропе, а потом по сугробу, мы подошли к нему почти вплотную. Ближе было нельзя, ибо находится он за изгородью, на усадьбе нового хозяина, недалеко от места, где был дом Пектывая. При первом же взгляде на лесного великана всплыли у меня известные с детства пушкинские строчки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…».

Зелени и злата на дереве не было. Пока не было. Цепь, кота ученого, и русалку в придачу, думаю, вырезать для Ефрема Калимьянова труда не составит. Зато какая «фишка» для сельчан и гостей-туристов на туристской тропе! Еще и конкурс на лучшего чтеца здесь же, под дубом, организовать. И легенду рассказать, а как же без нее!?

—А знаете,—скромно прервал мои грезы Михаил Павлович,—лет десять назад дуб начал погибать, сохнуть, листья все сбросил. Все-таки 280 лет ему насчитали. Года четыре таким стоял. Задумали спилить его. Так не поверите, застонал дуб, зашевелил вдруг ветвями, словно грозя ими. Оставили его в покое. И ведь ожил патриарх! Зазеленели снова его ветви! Ну чем не легенда?

К жизни вернула любовь

Рискнем предложить и свою версию. Итак, давным-давно, лет этак около 300 тому назад, недалеко от нынешнего села Бахтыбаево росла густая зеленая дубрава. Каких только зверей и птиц там не было! Но больше всего тех, кто питался сытными желудями—мышей, бурундуков, белок, кабанов, лосей. Из птиц—дятлы, но особенно много соек (купшульо). Урожай желудей был так обилен, что остатки пищи сойки зарывали в землю про запас. Находили потом не все, и желуди благополучно прорастали весной.

Вот на такой молоденький дубок наткнулся один из первых жителей села по имени Пектывай. Понравилось ему кудрявое деревце, и он аккуратно выкопал его и посадил рядом со своим недавно выстроенным домом. Берег его Пектывай, холил, поливал, разговаривал с дубком, как с человеком: «Расти, мой самырык тумо (дубок). Ты ровесник нашего поселения, проживешь много-много лет и станешь большим и сильным, самым высоким дубом в селе и его окрестностях, и будут называть тебя люди уважительно Кугыжа тумо (Царь-дуб). А если все хорошо будет с тобой, значит, здоровы и счастливы будут жители нашего Кужнура».

Нашел свое семейное счастье возле дуба и сам Пектывай, встретив скромную темноволосую трудолюбивую девушку по имени Вараксим (Ласточка), присевшую возле ствола передохнуть с полной ивовой корзинкой душистой лесной малины. Излишне говорить, что свадебные столы были накрыты именно под дубом и до утра разносились звуки гармони, и клубилась пыль под ногами плясавших задорную «веревочку».

Много невзгод, опасностей и приключений пришлось пережить дубу за свою долгую жизнь. Зайцы и лоси подгрызали его кору, кабаны подрывали корни, молнии поражали его высокую крону, да так сильно, что загорелась его самая толстая центральная ветвь, а потом и совсем засохла. А скольких исторических событий, произошедших в жизни села и его жителей, был он безмолвным свидетелем! Все вытерпел дуб, но постарел сильно, потрескалась его толстая «броня», на многих стволах поселились грибы-трутовики – разрушители древесины. И начал погибать постепенно патриарх леса. Но продолжали верить в свой талисман жители села, и чудо произошло.

Могучие силы природы, благодатная бахтыбаевская земля, любовь и забота людей вновь вернули великана к жизни, снова зазеленели его ветви. Еще больше зауважали сельчане свой дуб. Еще больше поверили в его чудодейственную силу, передающуюся каждому, кто прикоснется к его стволу, погладит его и шепнет тихонько свое заветное желание. И оно обязательно сбудется, ведь это не простой дуб, а сам Кугыжа тумо! Сберечь его, объявить памятником природы местного значения—святая обязанность сельчан.