Биряне, которых редко удивишь рукоделием, увидели уникальную выставку оренбургских платков.
Более 50 экземпляров авторских работ, каждая из которых имеет художественную ценность,—все это великолепие можно было увидеть в городском музее. Ажурные, тончайшие платки-«паутинки» мастеров Оренбуржья весом от 30 до 100 граммов при размерах до 175х175 сантиметров с легкостью проскальзывают в обручальное кольцо и умещаются в скорлупе гусиного яйца.
—Необычайно нежные, с рисунком по всему полотну, украшенные фигурной каймой, пуховые платки были и остаются любимым украшением женщин,—рассказала менеджер выставки Тамара Синельникова во время экскурсии.—В первую очередь они защищают от зимних холодов. Еще это очень красиво. Узорчатое чудо можно носить на голове, плечах, мантильей, капюшоном, жакетом… Одну вещь превратить во множество неповторимых нарядов.
Интересно было узнать, что оренбургский пуховый платок—часть истории русской культуры, обрядов, традиций. Первые упоминания о нем появились в конце XVII века. Известный русский ученый П.И.Рычков в докладе Академии наук высказал предложение «извлекать еще новую выгоду из коз—вычесывать пух и вязать из него предметы одежды».
Посетительница выставки Шамсия Амирова не удержалась от покупки. Женщина очень довольна своим приобретением: шаль необыкновенно теплая, мягкая, приятно в нее укутаться.
Из показанного фильма зрители узнали, что оренбургские платки—лауреаты ряда конкурсов, в том числе в Пальма-де-Майорке. Мастерица Тамара Синельникова показала, как она вяжет изделие с помощью веретена и двух маленьких спиц. Узоры из ромбов рождались на глазах у посетителей. На вопрос, как появилась многим полюбившаяся песня «Оренбургский пуховый платок» в исполнении Людмилы Зыкиной, Тамара Васильевна рассказала:
—Когда в Оренбурге создали русский народный хор, пригласили поэта-песенника Виктора Бокова и композитора Григория Пономаренко. Гости в поисках сувениров отправились на рынок, и поэт выбрал для своей мамы в подарок оренбургский платок. Он рассказывал, что представил себе, как морозным вечером платок ляжет на плечи мамы, согреет и напомнит о сыне. И тут, будто бы ниточка из пряжи, нашлись нужные слова. Пономаренко слова очень понравились.
Кстати, пуховые изделия популярны не только в России, но и за рубежом. Европейское признание они получили на международных выставках в Париже, Брюсселе и других городах в 1857 году. Но особую известность пуховязальный промысел получил на Всемирной выставке в 1862 году, в знаменитом лондонском «Хрустальном дворце». Об этом пишет Николай Мезенин в своей книге «Парад всемирных выставок»: «Женскую кустарную промышленность России представляла Мария Николаевна Ускова, жена урядника Оренбургского казачьего войска. Она отправила в Лондон шесть больших пуховых платков. Спустя несколько месяцев урядник Федор Гурьев доставил и передал ей медаль, диплом и 125 рублей серебром за проданные изделия».
Передвижная выставка «Оренбургский пуховый платок» работает с 1991 года и уже побывала во многих художественных музеях и выставочных залах России, удостоена различных дипломов и грамот. Ее организаторы занимаются поистине благородным делом: возрождают былую славу оренбургского платка.