+7 °С
Облачно
Все новости
Общество
25 Февраля 2019, 10:23

Дышите, озера, живите, или Как щука удачи пожелала

Акции по спасению рыбы от замора продолжаются по всей стране и в нашем районе тоже Только вот одиночки здесь вряд ли чем-то помогут. В этом деле нужны организованные, хорошо оснащенные массы людей. У нас пока, к сожалению, масштабного порыва совершить благородный поступок не наблюдается.

Акции по спасению рыбы от замора продолжаются по всей стране и в нашем районе тоже

Только вот одиночки здесь вряд ли чем-то помогут. В этом деле нужны организованные, хорошо оснащенные массы людей. У нас пока, к сожалению, масштабного порыва совершить благородный поступок не наблюдается.


Куда исчезает кислород?
Биряне почему-то проигнорировали громкие призывы нашей газеты поучаствовать в акции «Бурим лунки—спасаем рыбу» на озере Шамсутдин. Объяснение этому найти, конечно, можно. Будний день—пятница, не совсем удобное время—14.00. Да и перебираться на ту сторону Белой приходится за плату. Но мы, организаторы, не отчаялись. Задумали—сделали. Силами представителей местного отделения Русского географического общества и Бирского информационного центра. Сделали, потому что понимаем, какое это опасное явление в жизни наших прудов и озер со стоячей водой и обильно зарастающих летом водяной растительностью—заморы.
Произносишь или слышишь это слово, и сразу же возникает в памяти майна, пропиленная во льду, в которой всплывают серебристые плотвички и уклейки, сопа и густерка, жадно глотающие свежий воздух. В промоине возле самого берега тоже снует рыбья мелочь и белеют на дне уже уснувшие окуни, подлещики разных размеров и другая рыба. Такую картину наблюдала прошлой зимой на озере Шамсутдин, куда мы приехали с друзьями из отделения РГО, чтобы хоть немного помочь задыхающейся рыбе.
Заморы происходят, увы, почти каждый год и с разной степенью интенсивности. Начинаются они в холода, когда погибают зоо- и фитопланктон, водные насекомые, отмирают озерные растения и водоросли. На разложение и гниение при этом расходуется много кислорода. Выделяются углекислый газ, метан, сероводород. И вместо нормального содержания О2 в 14 мг/литр воды уровень падает до 1-1,5 мг/л. А это уже начало замора. Его усугубляет ледостав и толстый слой снега сверху. Апогей этого печального явления приходится обычно на февраль-март.


Водоемы надо чистить
Как же обстоит дело с заморами у нас, в родном Бирском районе? Получить ответ на этот вопрос решили у опытного рыболова и охотника, нашего давнего верного друга и помощника в проведении акций РГО Владимира Фроловича Колоколова. Кстати, на днях он отмечает 80-летний юбилей, с чем его искренне поздравляем.
Более часа Фролович (так его обычно и называют) увлекательно рассказывал об ужении и жизни рыбы на бирских озерах, на которых он «прописался» после переезда в наши края в 1979 году.
—Причин замора много, но самая главная, я считаю, это закрытие баз отдыха, лагерей и особенно Дома отдыха «Шамсутдин»,—объяснил Владимир Колоколов.—В советские времена обязанностью их руководства было следить за чистотой закреп-ленных за ними участков берега, выкашивать водоросли, а в зимнее—аэрировать воду компрессорами. Слышал, что и колхозы, имеющие водоемы, очищали их от водорослей тросом, который волокли по берегам два трактора. Мы, рыбаки, зимой тоже пилили и рубили майны, а ближе к весне, когда с берегов начинали течь ручьи с талой водой, копали лопатами канавы-протоки до самого озера в метр шириной и глубиной на толщину льда и снега.


Ревет пила, поскрипывает бур

Ну все, довольно лирических отступлений. Возвращаемся к акции. Итак, пятница, 15 февраля, два часа пос-ле полудня. По расчищенной трактором дороге пробираемся к дачам, что справа от центрального пляжа на о.Шамсутдин. Но не тут-то было. Впереди—снежный тупик. «Лошадей» нашего авто явно не хватит. Здесь снегоход нужен. Можно, конечно, бросить машину и дальше идти пешком, но у нас и пила, и буры, и другой необходимый инвентарь. А снега—выше колена. Принимаем решение ехать в сторону Дома отдыха, бывшего, разу-меется. Там мы проводили акцию в прошлом году.
Подъезд к озеру здесь оказался лучше, да и путь к нему короче. Выгружаемся и спус-каемся к водоему. Дружно расчищаем лопатами место для майны от снега. За бензопилу берется Валерий Князев. Он специально приехал с ней из Осиновки. Спасибо ему за это.
Ревет пила, старается. Только вот незадача: шина слишком коротка. А лед—настоящий сэндвич. Трехслойный, с водой между каждым. Одним словом наледь. Толщина сантиметров 80 будет. На помощь приходят бур и пешня. Наконец, добрались до первого слоя. Прозрачный, как слеза ребенка. Бурим в нем несколько лунок. Валерий Васильевич Киселев, инициатор и главный организатор всех акций, проводимых Бирским отделением РГО, тем временем рубит топором сучья. Они послужат поперечинами для утепления майны.
Может, хоть одна рыбка покажется, подплывет к поверхности глотнуть свежего воздуха? Но нет.
—Это хороший признак,—констатирует наш друг из Осиновки.—Значит, озеро живое. Замора пока нет. Если бы он начался, мы бы сразу почувствовали запах.
Это нас, конечно, радует. Только вот сколько нужно сделать таких майн, чтобы был явный эффект! Одной группе точно не под силу. Продолжаем колдовать над водоемом. Поперек майны укладываем толстые ветви, поверх них—потоньше, затем охапки сухих растений и придавливаем их снежными комьями. Получается своеобразная подушка. Так майна дольше не замерзнет, и в нее будет поступать кислород.
Рядом бурим еще несколько лунок. Это самый простой «дедовский» способ борьбы с заморами. Установить бы в них пористые стебли растений вроде камыша, тростника, рогоза. Оглядываюсь. В округе их не видать. Но мы не сдаемся. Отправляемся с Валерием Васильевичем на поиски чего-нибудь похожего. И находим. Борщевик, купырь лесной, щавель конский, болиголов—неплохая замена камышу. Вставляем сверху и снизу подрезанные стебли растений вертикально в лунки, присыпаем снегом, чтобы лучше держались, накрываем картонными коробками и стелим снежное одеяло.


Благодарность за спасение
Одну лунку решила пробурить самостоятельно, без помощи коллег. Да, тяжеловато без привычки. Идет бур, но плохо. Надо бы чая хлебнуть пару глотков, взбодриться. Эх, хорош чаек, ароматен, на травах! Даже глаза прикрыла от удовольствия. Открываю, бросаю взгляд на лунку… Ой, а из нее на меня щука смот-рит, открыв зубастую пасть. И вдруг говорит человеческим голосом:
—Спасибо тебе огромное, девица, что воздуха дала глотнуть. Наклонись-ка ко мне поближе, хочу сказать кое-что.
Присела у лунки, погладила щуку, осмелев, даже на руки взяла. И говорит мне рыбина озерная ласково:
—За то, что ты и твои друзья спасаете нас от гибели, хочу отблагодарить. Говори, что ты желаешь?
—Ну-у, хочу, чтобы все были здоровы и счастливы.
—Да, трудная задача, но попробую. Пусть будет так! А я желаю вам удачи во всех ваших добрых делах.
Щука вильнула хвостом и исчезла в темной глубине озера. Я невольно тряхнула головой, протерла рукавицей глаза. Лунка была абсолютна пуста. Лишь легкая рябь колыхалась на поверхности воды. Надо же, какая ерунда померещилась! Несколько пузырьков воздуха поднялись из озера и беззвучно лопнули на моих глазах. А может, все-таки это было на самом деле? Как вы думаете?
Вот так завершилась наша акция. Хочется, чтобы к нам присоединились и другие. А что? Рыбаков у нас много. Несложно же компанией выйти на два-три часа на какое-нибудь озеро. К тому же погода «шепчет»—стало теп-лее, да и с солнышком веселее будет. Давайте проведем выходные с пользой для природы!

Читайте нас: