+15 °С
Облачно
Все новости
Общество
16 Февраля 2019, 12:30

Как Бигфуты кабанов кормили, или Один день из жизни заказника «Бирский»

Не спит природа в эти холодные дни и ночи последнего месяца зимы. В этом убедились активисты местного отделения Русского географического общества, совершив поездку в природный заказник (его центр находится в с.Новоянтузово).

Не спит природа в эти холодные дни и ночи последнего месяца зимы. В этом убедились активисты местного отделения Русского географического общества, совершив поездку в природный заказник (его центр находится в с.Новоянтузово).
Посвистывают снегири на ветках рябины, перекликаются в кронах могучих елей и пихт синички-гаички, деловито постукивает по гнилому стволу осины большой пес-трый дятел. Увидев нас, возмущенно затрещала пара черно-белых сорок. Встревожились они не зря—мы подъехали к огромной лесной кормушке, сооруженной заботливыми руками инспектора по охране природы Фарита Самигуллина.
Чего в ней только нет! Вот душис-тое сено, припасенное еще с лета, справа на жердях подвешены уже изрядно обглоданные веники из березы, липы и других лиственных пород деревьев. В деревянном корыте поблескивают кристаллики в кусках соли—лакомства для копытных (и не только!) обитателей заказника.
–А ну-ка, Таня!—шутливо командует Фарит, обращаясь к самому молодому и активному члену нашей группы экологов Тане Самойловой.—Хватит любоваться кормушкой, пора за работу! Ведь вы приехали помочь мне покормить животных?
Дважды повторять нам не надо. Таня ловко и умело, словно всю жизнь прожила в деревне, укладывает лесное сено, развешивает аппетитные веники. Потом, не удержавшись, лизнула ледяные кристаллики каменной соли: «Тьфу! И она им нравится?» Фарит смеется: «Да, животные без нее прожить не смогут... Молодцы! Все здесь в порядке, едем на другие подкормочные площадки».
Кабаны, услышав шум снегохода, уже наверняка собрались в ожидании вкусного обеда. Снова взревел мотор, снежный вихрь закружился за нашими спинами. Пейзажи заснеженных сосен, толстые стволы дубов и лип, украшенные белоснежными фигурами невиданных зверей и птиц, просто завораживают. Но вот очередная подкормочная площадка. Фарит ловко вспарывает мешок с овсом, а мы аккуратно рассыпаем зерно на утоптанный копытами кабанов снег.
—Боятся при нас выходить,—замечает инспектор.—А как отъедем чуть подальше, сразу же набегут на угощение.
Выкладываем из прицепа охапки сена, подмерзший картофель. Кабаны сено тоже едят и даже таскают его в свои зимние «спальни» в гус-
том ельнике и сосняке, чтобы теп-лее было холодными ночами. Там ветра меньше и снега побольше.
Почти целый день мы колесили по заказнику, полностью израсходовав кормовой запас и накрутив около полусотни километров. Устали с непривычки. Залепивший с головы до ног снег превратил нас то ли в Дедов Морозов со Снегурочкой, то ли в легендарных Бигфутов (снежных людей, по-нашему). Но довольны были все участники акции, а особенно, надеюсь, четвероногие питомцы. Глядя на наши заснеженные, донельзя утепленные благодаря спецодежде егеря фигуры, Фарит улыбался и подшучивал:
—Хорошо, что сегодня еще не очень холодно. Да и работали вы шустро, не успевали замерзнуть. А то пришлось бы мне у костра вас отогревать. А если без шуток, спасибо вам за помощь, одному бы мне до вечера пришлось ездить. И так почти каждую неделю кормлю, а то и по два раза, если очень холодно... Пора в обратный путь.
Взглянув на довольное, разрумянившееся лицо Тани, я повернулся к Фариту:
—Отблагодарим девушку? Она больше всех сегодня старалась! Покажем ей бобровое поместье?
Возражений не было, и где-то через полчаса мы уже стояли на заснеженной плотине большого рукотворного лесного озера. А вот и знакомая береза, в кроне которой белка устроила себе гнездо еще в прошлом году. Тогда она выскочила из него прямо на наших глазах. Увы, сейчас от гнезда остались растрепанные клочки.
—Его куница разорила—самый страшный враг белок, не считая сов и филинов. Может, и саму хозяйку съела,—объясняет Фарит.
То там, то тут видны протоптанные бобрами тропы, спускающиеся к озеру. Оно покрыто льдом, но кое-где встречаются незамерзшие полыньи, через которые бобры попадают в свои теплые хатки. Особое восхищение вызвало небольшое и очень красивое озерко, к которому вели наиболее удобные тропы. Рядом с ним—молодые деревца со свежими погрызами бобров. Один такой «сувенир» Фарит спилил и торжественно вручил Тане.
—Это тебе за помощь! Приезжайте еще, надо много веников развесить, ягод рябины и калины рассыпать по кормушкам, зерном и сеном подкормить. Сейчас зима на исходе, природных кормов мало остается в лесу. Надо помочь нашим пернатым и лохматым друзьям дожить до долгожданной весны!
Читайте нас в