Молочная продукция, изготовленная супругами Геннадием и Еленой Токаревыми из с.Калинники, расходится влет.
Берут ее соседи, друзья, знакомые, а летом от дачников отбоя нет. Мясо продают на городском рынке. Доход от реализации есть, пусть и небольшой.
—Свободных денег практически не остается. Сразу пускаем их в дело,—говорит Геннадий.—И за технику надо рассчитываться, и зерно покупать, солярку.
По сегодняшним меркам хозяйство у Токаревых большое: пять коров, телочка, пять молодых бычков, один взрослый, три рабочих лошадки, три свиньи, восемь поросят. По весне больше 20 овец было, да вот беда—бродячие собаки загрызли, только три в живых остались. Для себя супруги держат индюков, бройлеров. За лето они набирают нужный вес.
Не считая коров Токаревых, в Калинниках их всего восемь осталось. Пасутся в стаде. Но Геннадий с Еленой в прошлом году решили отказаться от пастуха и приобрели электрическую изгородь. Выходит дешевле и надежнее.
Сено заготавливают с запасом—травы много, луга просторные. Под четыреста тюков выходит ежегодно. Зимой буренки сытые. Еще и фуражом дважды в день подкармливают. В сарае сухо, чистота, порядок.
С личной техникой работа спорится. Трактор, косилка, грабли, пресс-подборщик—без них пришлось бы гораздо тяжелее. Равно как и без еще одного помощника—старшего сына Евгения. Ему 17 лет, учится в Бирском многопрофильном профессиональном колледже на автомеханика. Планирует получить и специальность тракториста-машиниста. В жизни на селе точно пригодится. Помогает родителям с удовольствием: и косит, и пашет, и скотину кормит. А через несколько лет рабочей силы в семействе добавится. Подрастет младший сынишка Богдан. Сейчас ему пять.
В перспективе Токаревы хотят увеличить поголовье. Но для этого им нужна дополнительная земля где-нибудь на окраине деревни, чтобы построить помещение для содержания животных. Площади подворья уже не хватает.
Не нарадуется на сына и сноху Валентина Дмитриевна. Довольна тем, что продолжают дело родителей.
—Сейчас скотину держать проще—техника есть,—говорит она.—Раньше ведь все вручную делали. Да и за каждый клочок сеноугодий боролись. Прожить на селе можно, если не лениться. А сейчас что творится: в руках у детей гаджеты. Что они видят? С кого берут пример? Не приучена молодежь к труду. А ведь людей кто-то должен кормить качественной, экологически чистой продукцией.
Рассказали Токаревы напоследок о своей соседке, 80-летней Прасковье Ермолаевой. Ходить уже не может, а десять овец держит. Помру, мол, говорит, если их зарезать, а так двигаюсь. Вот на таких людях, как баба Паня, как Елена и Геннадий Токаревы, и держатся села. Спасибо им за труд. Нелегкий, но такой нужный.