+12 °С
Дождь
Все новости
Общество
16 Ноября 2018, 10:09

Своевременный поэт

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Давидовича Когана (1918-1942)—яркого поэта, автора знаменитой «Бригантины».

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения Павла Давидовича Когана (1918-1942)—яркого поэта, автора знаменитой «Бригантины».

В одном из стихотворений Коган признавался: «Я ломал судьбу». Судьба ему выпала защищать, как в то время писали в похоронках, честь и независимость Родины. Хотя он был освобожден от призыва, пошел на фронт. Погиб 23 сентября 1942 года под Новороссийском, возглавляя поиск разведчиков: в рост пошел на пули. Остались стихи—яркие, нежные, полные любви к жизни, к России: «Родина моя. Звезда. // Боль моя старинная».

Сейчас в меркантильных заботах как-то стирается память о благородной обязанности любить Родину. От упоения перед заграницей для некоторых Россия стала Russia (Раша). Только не для русских поэтов. Как тут не вспомнить строки Евгения Евтушенко: «… Если будет Россия, // значит, буду и я» или Александра Хваткова: «Влюблен в страну под именем Россия!». И, конечно, Когана:

И где еще найдешь такие

Березы, как в моем краю!

Я б сдох, как пес, от ностальгии

В любом кокосовом раю…

Поэзия для Когана была не прос-то стихотворчеством, он жил поэзией, осмысляя время. В стихах горестное ощущение надвигающейся войны, смертельной схватки с фашизмом:

Мы сами не заметили, как сразу

Сукном армейским начинался год.

Как на лету обугливалась фраза

И черствая романтика работ.

Лирика Павла Когана проникнута тревожной юношеской грустью, романтикой ожидания неизведанного, радостью молодости.

Взволнованно звучат строки о первой любви, счастливой или несчастной, о дальних зовущих дорогах, о рыцарстве, о настоящей дружбе:

Я приду через чужие страны,

Через песни дней и гром стихий,

Я приду, чтоб взять у океана

Смех и солнце, друга и стихи.

В стихах главенствует романтика, гриновская бригантина подымает новые паруса, овевается упругими и свободными ветрами. Недаром песня о ней осталась любимой студенческой песней, вполне современной, особенно для презирающих грошевой комфорт. Коган ощущал не только влияние Грина, но и Блока, Багрицкого, Сельвинского… Следует сказать, что учителей он выбирал себе вполне достойных, безусловно талантливых. О чем бы ни писал поэт—о любви или природе, дружбе или честности, всегда в стихах присутствует высокая нравственность и общечеловеческая этика, основополагающие понятия для истинной поэзии.

Судьба не уберегла Павла Когана. Он не дожил до наград, чинов и всенародной славы, но остался верен своему дарованию, считая первым условием творчества искренность и порядочность. Поэтому живы его стихи, заключающие в себе неразрывную связь времен и высокую любовь к Отечеству:

Потомки скажут про меня:

«Он жил. Он думал. Часто падал.

Но веку он не изменял».

Многое из творческого наследия Павла Когана утрачено, но то, что есть, переведено на иностранные языки и составляет единое целое с лучшей лирикой 30-40-х годов ХХ века, актуальной и сегодня.


Я верю в дружбу
Я верю в дружбу и слова,
Которых чище нет на свете.
Не многих ветер целовал,
Но редко ошибался ветер.
Я ветром мечен. Я ломал
Судьбу. Я путь тревогой метил,
Не многих ветер целовал,
Но редко ошибался ветер.
1938 г.


Снова осень проходит скверами
Снова осень проходит скверами,
Клены старые золотя,
Снова мне, ни во что не веруя,
По чужим проходить путям.
Снова мне, закусивши губы,
Без надежды чего-то ждать,
Притворяться веселым и грубым,
Плакать, биться и тосковать.
И опять, устав от тревоги,
Улыбаясь покорно: «Пусть»,
Принимать за свое дороги,
Тишь, туманы, тоску и грусть.
И опять, затворяя двери,
Понимая, что это ложь,
Хоть немножко,
Хоть капельку верить
В то, что где-нибудь ты живешь.
1936 г.

Читайте нас: