+4 °С
Облачно
Молодые профессионалы
5 Декабря 2023, 18:12

Лаборатория межвузовского студенческого кампуса позволит выявлять заболевания на раннем сроке

На базе Межвузовского студенческого кампуса откроют Лабораторию популяционной и медицинской генетики Уфимского университета науки и технологии. Исследования в области генетики позволят обнаруживать заболевания на ранних стадиях.

Задача, реализуемая учеными УУНиТ в рамках стратегического проекта «Здоровое долголетие» программы «Приоритет 2030», согласуется с одним из главных тезисов, озвученных Владимиром Путиным на III Конгрессе молодых учёных, проходившем с 28 по 30 ноября 2023 года на федеральной территории «Сириус».  Президент России отметил, что генетика – наиболее перспективное и важное направление исследований, которое будет в основе прогресса. Кто будет преуспевать в генетике, получит принципиальные преимущества, и тут нельзя ничего пропустить.

Об усилении позиций Башкортостана в этой сфере рассказал Премьер-министр Башкортостана Андрей Назаров в своих социальных сетях.

— Мы в этой области науки идем в правильном направлении. Подтверждение тому – открытие в ближайшем будущем Геномного центра Евразийского уровня по проведению фундаментальных и прикладных биомедицинских исследований для развития персонализированной медицины и сохранения активного долголетия. В проекте участвует объединенный коллектив из 9 научных групп с профессиональными компетенциями в области геномики, фундаментальной медицины, биоинформатики, экономики и права, что говорит о междисциплинарном подходе к проводимым исследованиям. В первой очереди Межвузовского кампуса, который мы введем в декабре 2023 года, будут расположены несколько лабораторий Уфимского университета науки и технологий для проведения фундаментальных генетических исследований, — пояснил глава Кабинета министров республики.

Так, в молодежной лаборатории популяционной и медицинской генетики будут заниматься изучением генетической структуры ряда популяций Волго-Уральского региона и Северного Кавказа, молекулярно-генетическими исследованиями онкологических патологий и заболеваний желудочно-кишечного тракта.

В лаборатории Древней ДНК планируют реализовывать междисциплинарный проект, объединяющий работу генетиков, археологов и антропологов с целью решения задач происхождения и расселения человека, а также процессов сложения современных этносов.

Молодежная лаборатория нейрокогнитивной геномики займется исследованиями молекулярно-генетических основ когнитивных и психоневрологических особенностей человека.

Старший научный сотрудник лаборатории популяционной и медицинской генетики УУНиТ Мурат Джаубермезов рассказал об особенностях разработок, над которыми работает команда ученых.

— В настоящее время важным элементом медицинского обслуживания является персонализированная медицина. То есть совокупность методов профилактики патологического состояния, диагностики и лечения, основанных на индивидуальных особенностях пациента. Данная лаборатория позволит перенести на новый этап процесс диагностики и терапии целого ряда заболеваний, выявлять их на ранней стадии, чтобы начать своевременное лечение, — делится ученый.

Приборная база лаборатории состоит из новейшего оборудования, в числе которого следует особо выделить секвенатор – прибор, определяющий нуклеотидную последовательность ДНК. Аппарат позволяет расшифровывать последовательность ДНК и в дальнейшем, с применением современных биоинформатических методов, выдвигать гипотезы относительно происхождения человеческих популяций и проводить диагностические исследования в области медицинской генетики.

Выявлены популяционные различия в распространении мутаций, связанных с наследственными формами рака молочной железы и яичников. Также ведутся молекулярно-генетические исследования онкологических заболеваний – изучается анализ генов предрасположенности популяции к ним, что даст возможность создать способы прогнозирования возникновения злокачественных опухолей, ранней их диагностики и понимания течения заболеваний.

— В ходе исследований учеными достигнут ряд результатов, имеющих важное эпидемиологическое значение для исследуемого региона. Уже сейчас мы можем с уверенностью сказать, что создаем значительную базу для новых открытий в области генетики и медицины в целом, — комментирует ректор Уфимского университета науки и технологий Вадим Захаров.

Помимо работы с древней ДНК и по медицинской генетике, в лаборатории будет проводиться работа с использованием таких методов, как ПЦР-ПДРФ.

Уфимский университет благодаря созданному Геномному центру станет отраслевым и региональным лидером в области профилактики и лечения заболеваний с применением персонализированного подхода, в том числе на основе применения искусственного интеллекта. Все это позволит сформировать в нашем регионе инфраструктуру фундаментальных генетических исследований для нужд населения Республики Башкортостан.

Справочно:

Строительство Межвузовского студенческого кампуса в Уфе осуществляется в рамках нацпроекта «Наука и университеты».

В декабре 2023 года планируется ввод в эксплуатацию первых 36 тысяч квадратных метров IQ-парка. В современном здании на улице Заки Валиди Уфимскому университету будут предоставлены два этажа – третий и четвертый, общая площадь которых составляет более 3500 квадратных метров.

Второй этап – строительство в течение двух лет еще 120 тысяч квадратных метров. Вхождение Уфимского университета в Межвузовский студенческий кампус обеспечит ввод более 11 тыс. кв. метров дополнительных научно-образовательных пространств и решит проблему нехватки общежитий для более чем 1600 студентов и преподавателей.

Автор:Анастасия Ляхова