Школа открылась в 2022 году на базе кафедры электромеханики в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». В ней готовят кадры для авиационной промышленности, которые уже сейчас заняты в решении производственных задач.
Глава Минобрнауки России высоко отметил работу школы «Моторы будущего». Сейчас в ней обучается 60 студентов, в планах – выпускать до 200 специалистов ежегодно.
Ребята проходят подготовку по специально разработанным программам магистратуры и специалитета, среди которых электродвижение, системный инжиниринг силовых авиационых установок, программное обеспечение для беспилотных летательных аппаратов, электроника и экономика (экономист-инженер).
Среди крупных индустриальных партнеров школы – Объединенная двигателестроительная корпорация, ПАО «КАМАЗ», Центральный институт авиационного моторостроения имени П. И. Баранова, «Уфимское приборостроительное производственное объединение» и другие.
В структуре ПИШ «Моторы будущего» УУНиТ действует пять студенческих конструкторских бюро:
– «КАМАЗ-УГАТУ»,
– «УППО-УГАТУ»,
– «ВЕГА-ГАЗ-УГАТУ»,
– «Гражданские авиационные моторы»,
– «СЭГЗ-УГАТУ».
В них ребята проектируют и собирают радиоэлектронное оборудование и маломощные вентильные электродвигатели (с ротором на магнитных подшипниках и питанием от света), создают 3D-модели деталей и изделий, разрабатывают программы для 3D-печати и станков числового программного управления, изучают модели системы магнитного подвеса и алгоритмы их управления.
Для обучения студентов, проведения исследований и изготовления продукции университетом в рамках реализации федпроекта «Передовые инженерные школы» закуплено уникальное оборудование. В том числе, в вузе организована лаборатория по электромагнитной совместимости и криоэлектрическим машинам. В 2022 году на базе школы открыли два научно-производственных пространства для разработки и изготовления новых электрических машин, сервоприводов и систем управления для них.
Ученые передовой инженерной школы «Моторы будущего» – исполнители государственного оборонного заказа по авиационной и ракетной технике. Среди их достижений и разработок:
– стартер-генератор для авиационного двигателя ПД-35 – перспективного двигателя тягой до 35 тонн (ПД-35 проект российского турбовентиляторного двигателя сверхбольшой тяги);
– генератор и система управления им для летающей лаборатории ЯК-40ЛЛ – первого российского самолета с гибридной силовой установкой (электросамолет представлен в 2021 году). Это отечественный двигатель для беспилотников, который был разработан и изготовлен полностью российскими учеными,
- полный цикл создания электрических машин от разработок до испытаний высококвалифицированными опытными специалистами.
Напомним, сегодня в России действует 30 передовых инженерных школ в 15 регионах. Их основная цель – подготовка квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Фдеральная программа «Передовые инженерные школы» является одной из 42 инициатив Правительства РФ.