—С чего началось ваше увлечение литературой?
—В раннем детстве мне перед сном мама читала книги. Сначала это были сказки, затем крупные произведения Туве Янсона, Николая Носова, Астрид Линдгрен.
Любовь к поэзии привил дедушка, читая стихи Пушкина. Свои первые вирши я написала в семь лет. Это были детские строки про лес, цветочек, солнышко. Родители поддерживали мое увлечение, хвалили. Я любила рисовать комиксы, сочинять сказки, придумывать истории. В четырнадцать лет влюбилась и решила стать поэтом. На что мама сказала, что быть поэтом—это работа, рифмовать строки может каждый, а для того, чтобы создавать подлинные стихи, нужно мастерство. Так я увлеклась изучением поэзии Серебряного века. Помимо этого, мне нравилось переводить стихи, сонеты с английского языка на русский.
—Что помогло вам стать писателем?
—Пишу с тех пор, как научилась выводить ручкой буквы. А всерьез занялась этим в 2016 году. Начала сразу с большой прозаической формы—повести. В этом же году попала на собрание уфимского литературного объединения «УФЛИ», потом меня пригласили на работу в литературную газету «Истоки».
Творческий коллектив, поддержка единомышленников, советы… Это то, что нужно начинающему писателю. Мою повесть обсудили на литобъединении, и я увидела свои ошибки, поняла, куда мне двигаться, над чем работать. В 2018-м уже выпустила книгу «Счастье в кармашке». Это были светлые рассказы о детстве и юности.
Параллельно ездила по обучающим семинарам, училась на литературных курсах, влилась в творческую среду, печаталась в российских журналах, участвовала и побеждала в конкурсах. В этом процессе главное—не бояться и не сопротивляться критике, научиться видеть свое направление, слушать внутренний голос.
На данный момент я автор семи опубликованных книг.
—Назовите писателей, повлиявших на формирование вашего мировоззрения и литературного вкуса?
—Из зарубежных авторов люблю Эмиля Золя. Из отечественных— Шукшина, Тургенева, Чехова, Толстого, Андреева.
—Ваше образование, на кого учились?
—По первому образованию я специалист по связям с общественнос-тью. Однако ни дня не работала по специальности, сразу ушла в журналистскую деятельность. По второму—психолог. В данный момент совмещаю писательство, журналистику и психотерапию.
—Одобряют ли близкие ваше творчество?
—Они всячески меня поддерживают. Читают мои книги, высказывают свое мнение. Случается так, что повороты сюжетов в моих произведениях рождаются в дискуссиях, которые ведем с детьми и мужем.
—О чем пишете?
—Темы разные. Но в целом как писателя меня интересуют психологические драмы. Цель творчества—донести мысль о том, что в жизни есть мелочи, которые и составляют картину нашего бытия.
Сломанный детский калейдоскоп. О чем это? Можно сказать, что это теперь мусор—ненужная взрослому человеку вещь. Однако этот калейдоскоп, возможно, является символом чего-то… Взросления или крушения надежд.
—Откуда черпаете вдохновение, создавая свои произведения?
—В процессе наблюдения за чем-то или кем-то, в моменте переосмысления некоторых явлений жизни. Да в общем-то они приходят, и далее следует работа мозга и души. Строятся типажи, герои, ситуации, но преж-де всего, конечно, надо задать себе вопрос: «О чем мое произведение? В чем его главный посыл?»
—Расскажите о вашей новой книге «Расплата».
—Книга писалась год в жанре реализма. Пожилой мужчина, столкнувшись со смертью понял, кого любил всю жизнь. Странный, непонятый мальчик, который пытается сохранить себя и выжить. Удары судьбы, раскаяние, свет в конце тоннеля. Книга в целом состоит из таких историй.
—Ваш любимый писатель и любимый женский образ в русской литературе, советской и зарубежной?
—Из современных писателей это Эдуард Лимонов. Из зарубежных Ирвин Ялом. Женский образ? Мария Болконская, Джейн Эйр.
—На ваш взгляд, вернется ли молодежь к чтению книг в печатном варианте?
—Трудно сказать, хотелось бы верить. Жизнь так стремительно меняется. Теперь уже неплохим вариантом является то, что люди вообще интересуются литературой. Хоть в печатном виде, хоть в аудиоформате.
—Не хотели бы экранизировать свои рассказы?
—Конечно, хотелось бы. Есть мечта вообще освоить сценарное ремесло.
—Общались ли в качестве журналиста с участниками СВО?
—Нет. Я напряженно жду окончания спецоперации. Хотелось бы в перспективе поработать с ними как кризисный психолог. А потом, глядишь, и напишется что-то.
—Ваше отношение к современной литературе?
—Литература, увы, переживает глубокий кризис. Кризис идей, перспектив, глубины. Но, думаю, это временное явление.
Практически нет таких книг, чтобы ты взял и хотелось бы цитировать, в которой ты мог бы узнать современного героя. Самое главное понять, куда этому герою идти на самом деле. В чем будущее, где выход? Раньше писатели предвидели некоторые события. Сейчас таких нет. Как в 90-е годы произошел упадок, все ринулись в постмодернизм—чернуха, все плохо, безнадега, так мы в этом, к сожалению, и в литературе в том числе, застряли. А чтобы такое философское осмысление—глубокое, далеко идущее, современный Достоевский—такого нет. Конечно, хочется к этому стремиться.
Если говорить об авторах—среди них много хороших, замечательных, которые пишут светлые, душевные вещи и ведут нас к рефлексии и философским мыслям.
—Поделитесь творческими планами.
—Главная задача—совместить ра-
боту психолога и писателя. Есть идея создания психотерапевтичес-ких новелл, возможно, сказок...
Беседовал Игорь ГУБЕЕВ.