В начале были «Битлз»
Концерт впечатлил профессиональным качеством исполнения, «вкусным» звуком, уверенной подачей и широким музыкальным кругозором исполнителей. Прозвучали самые разноплановые композиции от группы «Браво» до «Shocking Blue».
Несмотря на то, что друзья живут в разных городах, они все равно находят возможность встретиться и музицировать вместе. Дуэт привлекает внимание удивительной сыгранностью, гармоничным сочетанием участников. Результат долгих репетиций или удачное стечение обстоятельств? Как два таланта, слившись в творческом потоке, образовали столь красочное музыкальное явление?
—В какой момент сложилось ваше увлечение музыкой?
Владислав:
—Мой отец исполнял на гитаре бардовские песни. Ходил в походы, участвовал в клубе самодеятельной песни. И, когда я был в шес-том классе, он начал меня учить элементарным аккордам. А после девятого класса, услышав группу «Битлз», сильно увлекся и начал заниматься самостоятельно. Все летние каникулы сидел, учился.
Со временем у меня появилась на базе ГДК группа «Кредо»—это 1996-97 годы. Мы потихонечку пели-играли в основном песни «Битлз», что-то еще. После десятого класса познакомились с Александром Романовичем Насретдиновым, известным в городе музыкантом, основателем группы «Звездный час»—они занимались на базе «Вояжа». Александр Романович пригласил меня и клавишника в его группу. А я уже Мишу туда подтянул.
Михаил:
—Мой двоюродный брат, который до сих пор успешно занимается музыкой, показал мне в детстве, как играть на гитаре. Оказалось, что песни вполне можно петь, и это даже может получаться. У него была своя группа в
ПЛ-31 в 90-х годах. Там же, в ПЛ-31, по прошествии многих лет, и я делал свои первые музыкальные шаги. Мы с Русланом Яфаевым участвовали в создании и творчестве группы «Soma».
Когда растешь, тебе всегда нужен перед глазами какой-то пример для подражания. Мой брат явился таковым в том плане, как нужно любить музыку. Мы, конечно, в пристрастиях с ним расходимся. Он больше любит русский рок, романсы. Я тоже, но немножко ушел в сторону западной музыки под влиянием студенческих лет, когда познакомился с Владом, с нашими общими друзьями. Они показали, что музыка бывает не только российская, но и другая—вкусная, интересная, разная.
—Вы участвовали в фестивалях?
Владислав:
—«Крещенские морозы»—первый раз в третьем фестивале, в составе группы «Кредо», и в последний раз в 2009 году. Занимали первые места за лучший вокал и со «Звездным часом» взяли Гран-при. Последний раз в составе был уже Миша—2009 год. Потом, обзаведясь семьями, стали работать на Севере, началась взрослая жизнь.
Меломания.
От рока к джазу
—Какие группы сформировали ваш музыкальный вкус? Какое направление в музыке вам наиболее близко?
Владислав:
—Близка любая музыка, где есть мелодия. Началось все с «The Beatles», а потом весь классичес-кий британский рок 60-70-х годов. «Deep Purple», «Def Leppard», американский рок—«Whitesnake», Bon Jovi, David Coverdale. Потом мы потихоньку стали уходить в джазовую тему. Из русских композиторов—Евгений Маргулис, Сергей Чиграков.
Михаил:
—Основное из того, что повлияло на меня в свое время—«Чиж & Ко», «Чайф», «Машина времени», «Воскресение». Затем когда уже познакомился с ребятами в студенческие годы—«Aerosmith», «Deep Purple», «Led Zeppelin», «Metallica» стали вносить свою лепту в музыкальные пристрастия.
—На что вы обращаете внимание в музыке: на мелодию, смысловое содержание?
Владислав:
—Для меня главное—мелодия. Тексты вечно забываю, путаю. На раннем этапе, когда мы с «Кредо» пели на английском, на меня вокалисты постоянно жаловались, потому что меняю мес-тами куплеты и непонятно, что я в следующий раз начну петь. А мелодия для меня это все. Часто песню даже не дослушиваю. Понравившийся сольник я могу перемотать, снова послушать—отдельно бас, отдельно гитару. А слова? О чем пели? Я не знаю, о чем пели. Для меня больше важна мелодия.
—Насколько часто вы выступаете, и где вас можно услышать?
Владислав:
—Фактически не выступаем. Сегодня это такая разовая акция. Мы собрались, обсудили, спланировали, но не знали, какая дата будет, какого формата и как все это будет выглядеть.
—Как бы вы охарактеризовали стиль, в котором вы сегодня отыграли концерт?
Михаил:
—Как говорит Влад—voiceless singers (безголосые певцы) (смеется). Сложно охарактеризовать наш стиль. Это, наверное, какой-то melting pot (плавильный котел). Что-то Владу нравится, что-то мне. Мы соединили наши увлечения в одно. Не думаю, что есть какое-то определенное название.
Владислав:
—Я скорее сказал бы, что у нас все-таки не роковое, а больше такое блюзово-джазовое звучание. Наша задача—своей интерпретацией по возможности обогатить оригинал.
Кстати, Александр Романович нам в свое время говорил: «Нужна динамика, вы должны зрителя захватить». Нельзя играть с начала и до конца в одном ритме, темпе. Это самая большая ошибка многих современных групп.
Михаил:
—На самом деле можно взять шире, нежели музыка. Любое произведение имеет вступление, основную часть, завершение. Если будет одно вступление на всю песню, или сплошная основная часть, это будет не интересно воспринимать. Это касается всего. Нужна затравка, основа и какое-то разрешение проблемы. Если этому правилу следовать, наверное, и получается как-то вкусно…
Хорошо
отрепетированная
импровизация
—В ваших выступлениях есть момент импровизации, или у вас заранее все четко определено?
Михаил:
— В рамках каких-то дробных час-
тей—небольшого соло или участка песни, мы, наверное, можем себе позволить какую-то импровизацию. Но как говорил кто-то умный: «Даже импровизация должна быть хорошо отрепетированной». Поэтому, когда формат позволяет, мы можем играть более свободно, но в рамках какого-то участка песни. Вот в рамках этих небольших, да, импровизация есть. Но структурно все песни строго подразделены.
Владислав:
—Есть структура: вступление,
квадрат, куплет, квадрат, куплет. Мы примерно раскидываем. «Ты соло сыграешь?» «Сыграю». Ага, все! Он сыграет на гармошке. Я не знаю, что он сыграет. Но мы знаем, что в этом месте будет импровизированное соло.
—Свои песни, стихи, музыку пишете?
Михаил:
—Да, со стихами как-то стрельнуло в прошлом году. В студенческие годы пришло желание попробовать, но тогда как-то не очень удачно. Получались рифмы, которые не имели смысла. В конце прошлого года настал момент, когда захотелось попробовать, и первым слушателем был Влад. Сразу же не выйдешь на большую публику, надо своим показать. Если они не скажут, что это какое-то дно, то можно и дальше идти. Влад оценил и дал напутствие, сказал, что надо продвигать стихотворное творчество в более широкие массы. И я думаю, это желание продолжится. Сейчас публикуюсь в интернете под псевдонимом Михаил Викторович Север.
У нас с собственным творчеством в плане песен сложновато. Нам интересно было чье-то играть, потому что, может быть, так легче, может, так интереснее было, не знаю, просто так повелось, что больше каверов.
—Как вы относитесь к современной музыке?
Михаил:
—Тут надо такой момент учитывать, что чаще всего то, что мы слышим, нам дают слушать. То, что крутят по телевидению. На Ютубе чаще всего это то, что тебе какие-то алгоритмы нашли. Понятно, что по твоим вкусовым предпочтениям, но чаще всего современную музыку, особенно, поп-музыку дают «кушать», так скажем, радиостанции, продюсеры. Обычно, когда тебе дают кушать—это невкусно. Мне кажется, нельзя сказать, что хорошей музыки сегодня нет. Если ты знаешь, где искать, если ты знаешь, кого слушать. Я вот, например, недавно открыл для себя «Scary Pockets», «Postmodern Jukebox». «SunSay», «5’nizza» мне нравятся, русский рок. Сейчас много музыки, и среди нее есть даже хорошая…
Мнения
Руслан ЯФАЕВ,
музыкант:
—Это один из немногих концертов, на котором я получил истинное удовольствие, даже не участвуя в нем как музыкант.
Игорь ИЛЬТУБАЕВ, заместитель
директора ООО «Бирь-Два»:
—Мы с Михаилом двоюродные братья. Когда узнал, что у ребят состоится концерт, был очень этому рад. Ну и, конечно же, посетил его с большим удовольствием. Парни умеют творить, музыка классная, небанальная, исполнена на высоком уровне. Было видно, что гости наслаждаются вечером и даже не хотели отпускать музыкантов. Горжусь тем, что когда-то в 90-х годах я научил Михаила первым аккордам игры на гитаре.