+16 °С
Облачно
Все новости
Культура
14 Ноября 2022, 09:00

Баланс между игрой и жизнью

Что такое современный театр? Что он дает зрителю сегодня, рассказывает Анастасия Витько–режиссер массовых мероприятий Бирского ГДК и руководитель театральной студии.

Баланс между игрой и жизнью
Баланс между игрой и жизнью

Поиск и опыт

–Как в вашей жизни появился театр?

–Сначала пела в детском садике. Меня заметили, отвели в музыкалку. Занималась там вокалом и фортепиано. Потом–танцами. Когда училась в 11 классе, в Бирск приехал Стерлитамакский театр. Увидев их постановку (что-то про ангела, помню, что он вылетал из зала), во мне что-то щелкнуло, почувствовала сильный импульс. Пройдя в гримерку к артистам, задала единственный вопрос: «Куда поступать, чтобы стать актрисой?»

Я могла поехать в Екатеринбург, в Москву, в Санкт-Петербург. Наряду с другими городами прозвучал Челябинск. В тот момент– этот город прозвучал во мне так ярко, что я нацелилась только туда.

У меня было полгода, чтобы подготовится к ЕГЭ, и после школы поступила в Челябинскую государственную академию культуры и искусств на факультет театра, кино и телевидения по специальности актрисы театра и кино.

Приехав в Челябинск, сразу поняла, что это для меня и дальше продолжу жизнь только с театром. Параллельно с учебой служила в Челябинском театре драмы имени Наума Орлова.

–Расскажите о вашем становлении в профессии. Где вам удалось применить полученные навыки?

–После окончания учебы поехала в Санкт-Петербург. Работала педагогом в театральной студии «Актер». Актерская профессия–это про опыт и про то, что ты должен уметь все. И я очень много кем работала–официантом, баристой, модельером, трудилась в дельфинарии, озвучивала мультики и фильмы. Хотела научиться всему: и верховой езде, и корову доить, и многому другому. Было важно приобрести самый разносторонний опыт. Опыт для актера самое главное.

После Петербурга поехала в Омск, где прослужила в ТОП-театре. Там был прекрасный, талантливый режиссер Игорь Григурко. Очень интересно было с ним взаимодействовать. Многому научилась, у нас были замечательные постановки. А потом получилось так, что я вернулась в родной Бирск.

–Чем же он привлек вас после больших городов?

–Я очень люблю Бирск. Здесь происходит много настоящего, живого и неподдельного. Это одно из таких мест, которое вдохновляет. Здесь люди искренние, они не обросли шелухой, это очень ценно для меня. Важно, что люди знают историю своего города. И здесь меня пригласили в ГДК работать режиссером массовых мероприятий.

Секреты мастерства

–Какие постановки в вашей актерской карьере считаете самыми значимыми?

–В Челябинске это была «Любка» Дины Рубиной и «Две дамочки в сторону севера» Пьера Нотта. В Омске–«Яма» Александра Куприна, «Феи». Было много прекрасных интересных спектаклей. В общей сложности состоялось более двадцати постановок, в которых я играла. И каждая оставила особый след в моей актерской судьбе.

Благодарна режиссеру за то, что он не цеплялся за мое амплуа. В театре принято, что если ты невысокого роста, то ты скорее всего травести—девочка, вечный ребенок, вечный подросток. Но в нашем театре педагог давала мне острохарактерные роли, интересные образы, в которых воплощаешься до неузнаваемости. Я реже играла саму себя, и чаще совершенно других людей.

А вот сейчас наступил момент, когда мне интересно играть саму себя, настоящую. Мне не хочется уже перевоплощаться, я умею это делать и учусь этому каждый раз. Но настолько важно иногда пойти от себя настоящей, со своей природой и быть убедительной в этом. Для меня сейчас это очень ценно.

–Какие роли чаще всего вам приходилось исполнять?

–У меня были абсолютно разные роли. Могла играть и снеговика, и совершенно безбашенную девушку. Служа в театре, ты должен быть готов к тому, что будешь всегда разным. Ты можешь быть очень красивым персонажем, а можешь быть ужасным, ну просто отвратительным, как внешне, так и внутренне.

–Как устроен процесс перевоплощения в персонажа?

–Это целая школа. Именно это явилось для меня одним из моментов, почему я захотела создать театральную студию. Если емко, то что такое перевоплощение? Это баланс между жизнью и игрой. Как говорила моя педагог Валентина Романова: «Шизофреники нам не нужны. Вы никогда не должны переходить черту между действительностью и вымыслом».

Театр бывает разным, но мне ближе тот, в котором все безопасно для психики, и это больше для раскрытия души. Для меня театр–это способ раскрыться, пробовать себя по-новому, по-разному. Многие не могут выйти из амплуа, которое когда-то кем-то было навязано, придумано и вообще возможно не их. Это способ понять самого себя, раскрыть себя и поворачиваться той стороной, которая твоя. Не быть отражением, каким тебя видит кто-то или придумал, что ты такой, а быть самим собой. Это очень важно для людей, не все умеют делать это.

–Современный театр какой он?

–Мы привыкли что театр–это что-то карикатурное, где много смеха, масок. Но сейчас театр развивается в новую историю, и она про человека, про людей, про взаимоотношения, она про настоящность нашу, про индивидуальность.

Театр как балет или опера всегда был для развития интеллекта и души. И сейчас искусство должно оставаться таким же. Невозможно играть в театре без духовного развития. Там везде философия, там нужно и мозг развивать, и тело, и эмоции.

И извечный вопрос: нужно ориентироваться под людей, под моду или нужно нести культуру? Я считаю, что нужно нести культуру. Если она истинная, люди ее поймут. Мне кажется, обязательно нужно быть настоящим и светлым, потому что свет сейчас очень нужен людям. Особенно оптимистичный. Человек, приходя домой после спектакля, должен быть воодушевлен, он должен больше любить мир, захотеть обнять маму или другого любимого человека.

Источники вдохновения

–В чем заключается ваша работа режиссера?

–Я делаю массовые мероприятия города. Это немного другая деятельность, нежели театральная. Это деятельность концертная, сценарная, организационная. Я организатор праздников, сценарист и выступаю как ведущая публичных мероприятий, различных праздников. Ставлю новогодние спектакли и веду театральную студию. В этом году мы сделаем кастинг. Хочу посмотреть новых ребятишек, попробовать их на роли.

–Что вас вдохновляет, подпитывает энергией, откуда вы черпаете свои творческие идеи?

–Черпаю вдохновение из литературы и рассказов людей про свои судьбы. Это остается в моей внутренней копилке. Мне очень интересно изучать жизненные перипетии. Много читаю автобиографических книг. Нравится собирать истории, раньше их даже записывала. Периодически пишу рассказы и стихи. У меня своя стихотерапия. Если что-то не знаю, как выразить, пытаюсь сказать это стихами. Еще вдохновляют природа, путешествия, музыка, а больше всего–обычная человеческая жизнь.

Театральная студия

–Какие цели и задачи вы ставите перед собой при воплощении творческих идей?

–Хочу познакомить людей с тем, как можно жить и думать иначе. И чтобы у них появился выбор, а уже решение воспользоваться им или нет останется за ними. И как минимум душа скорей всего подскажет верное направление. Я в этом абсолютно убеждена.

И вот почему, например, театральную студию создавала? Много работаю с детьми и общаюсь со взрослыми. Заметила, что мы совсем разучились дружить и общаться. Когда меня спрашивают, зачем я этим занимаюсь, отвечаю: «Учу дружить».

Театр–искусство коллективное. Театр может существовать, если несколько людей вместе, помогают друг другу. А коллектив–это дружеские отношения. В идеале конечно же. Поэтому, когда хотела создать театральную студию, целью было научить ребят дружить и быть собой. И это не только к детям относится, у меня есть и взрослые группы. Со взрослыми очень интересно, потому что ты их словно вытаскиваешь из скорлупы, и они как будто заново себя вспоминают. Мы занимаемся телесными, голосовыми тренингами, работаем над эмоциональной подвижностью.

–Вы готовите спектакли?

–Да, мы будем ставить, но пока я взращиваю актеров. Потому что все постепенно, они должны быть готовы к игре. Спектакль–не конечная цель. Ее как таковой нет. Важен процесс–в нем мы учимся и развиваемся. Спектакль, который один раз сыгран, это еще не спектакль. Его нужно сыграть раза три-четыре, чтобы он стал живым.

–Что нужно для того, чтобы попасть в вашу театральную студию?

--Написать мне. Присоединиться можно будет в зависимости от готовности. Чаще всего делаю набор два раза в год–перед началом учебного года, второй–после зимы. Малышей беру всех–с ними надо заниматься, они постепенно открываются. В студию приходят те, кто хочет этого. Самое важное–желание и готовность.

Занимаемся два раза в неделю, по часу-полтора. Сейчас будем готовить отчетные концерты, спектакли и поэтические вечера, чтобы дети могли проявлять себя. И очень бы хотелось, чтобы они выезжали куда-то, знакомились с культурой.

–Из любого человека может получиться актер?

–В любом человеке можно найти творчество. По поводу актера–а цель ли это? Для меня главное, чтобы люди ярче в жизни засияли, чтобы им было легче, чтобы они стали увереннее, чтобы кто-то свою природу узнал. Например, что он прирожденный поэт или вокалист. Многие не знают своей творческой натуры. И я знакомлю их с ней. Они просто ее узнают, вот и все. Творчество–это очень важный язык в жизни. Он позволяет человеку понимать происходящее вокруг, идти вперед, размышлять, жить в радости. И это гораздо важнее чем всеобщее признание и актерская слава...

Автор:Игорь Губеев
Читайте нас: