+7 °С
Облачно
Все новости
Культура
22 Июня , 15:02

В Бирском историческом музее открылась выставка работ Бирской фабрики художественных изделий

Шкатулки, медведи, матрешки, поставцы, подсвечники, бочонки, хлебницы, чаши, ложки—все это и многое другое поразило посетителей экспозиции изяществом, мастерством, разнообразием росписи. Но эти артефакты ценны не только сами по себе. В них отразилась жизнь и судьба нескольких поколений бирян, в резьбе и орнаментах—славная летопись гремевшего на весь мир предприятия.

В Бирском историческом музее открылась выставка работ Бирской фабрики художественных изделий
В Бирском историческом музее открылась выставка работ Бирской фабрики художественных изделий

Шкатулки, медведи, матрешки, поставцы, подсвечники, бочонки, хлебницы, чаши, ложки—все это и многое другое поразило посетителей экспозиции изяществом, мастерством, разнообразием росписи. Но эти артефакты ценны не только сами по себе. В них отразилась жизнь и судьба нескольких поколений бирян, в резьбе и орнаментах—славная летопись гремевшего на весь мир предприятия.

Официально годом рождения фабрики является 1960-й. На дворе 2022-й. Вроде бы не юбилей, не повод для встречи. Но тем не менее открытие выставки состоялось благодаря энтузиастам-мастерам. И это здорово! Ведь экспозиция—это не только демонстрация изделий, это еще и знакомство со славной, великолепной, но совершенно забытой страницей истории города ремесел, лесковских умельцев.

Открывая выставку, директор музея Антон Антонов подчеркнул, что с момента основания Бирск развивался как деревянный городок. Его жители старались украсить свои жилища оригинальными наличниками, резьбой, внутри—кухонной утварью, лавочками, сундуками. Поэтому в XVIII-XIX веках здесь трудились мастера по дереву, до революции функционировала ремесленная школа. В советские годы образовалась артель «Смычка», правопреемницей которой стала фабрика художественных изделий.

--Эта выставка—плод совпадения интересов,--пояснил Антон Андреевич.--С одной стороны, музейные сотрудники хотели организовать ее из собственных фондов. С другой, Людмила Шерстобитова вышла с предложением собрать всех фабричных тружеников. Так родилась экспозиция об истории предприятия и его собственном музее.

--2022 год объявлен в России Годом культурного наследия народов страны,--обратилась к гостям инициатор встречи Людмила Александровна.--В этом году у нас появится своя «Улица мастеров». Как-то в руки попала книга «Рожденное в народе» автора Лии Соколовой. Труд посвящен мастерам и художникам башкирского декоративно-прикладного искусства, работающим над возрождением и совершенствованием художественных промыслов. За годы перестройки, ликвидации фабрики многое пришло в упадок. Сегодня традиционные ремесла—резьба по дереву, роспись и многое другое--обретают второе дыхание. Уверена, народным промыслам—быть!

Художник росписи по дереву, техник-технолог пресс-цеха Л.А.Шерстобитова рассказала об объединении «Агидели» и «Дружбы», высоком профессионализме коллектива. Изделия удостаивались многочисленных высоких наград на выставках разных уровней от всесоюзных до всемирных. Уникальная сувенирная и прикладная продукция экспортировалась в более чем сотню стран мира! На основе положительного опыта были созданы специализированные училища, где преподавали лучшие мастера, художники. Постоянно проходил обмен опытом между предприятиями данной отрасли.

Престиж и славу фабрики художественных изделий умножал ее дружный и талантливый коллектив. С большой теплотой и уважением Людмила Шерстобитова вспомнила специалистов-«патриархов», внесших неоценимый вклад в развитие и популяризацию ремесел. В их числе художники, резчики, технологи, столяры, токари. Материалом для их шедевров служили липа, ильм, капокорень, вяз, береза, прессованные опилки. Ассортимент изделий был богатейший. Украшали их только башкирской росписью.

Производство было безотходным. Стружки, опилки по вытяжным трубам отправляли на переработку в пресс-цех, где их измельчали. Смесь опилок, фенолформальдегидной смолы, аммония вымешивали в барабане, подавали по трубам на прессы. Так получали большие и маленькие панно, вазы, детали мебели и другое. Работали в две смены. Производство было вредным с едким запахом.

--Окончила художественное училище в Уфе в 1978 году,--включилась в беседу педагог дополнительного образования ЦДТ «Радуга», кандидат педагогических наук, доцент член союза дизайнеров России Татьяна Брюханова.--По направлению попала в Бирск на фабрику, чтобы поднимать башкирскую роспись. Николай Калмыков, Наталья Голенищева, Галина Парфирьева открывали нам секреты мастерства. Работали два цеха. Норма была 100 ложек.

Директор И.А.Дятлов, технолог О.Ф.Евсецова, замдиректора Н.Кузнецов, главный художник Н.А.Калмыков направили молодого специалиста Т.А.Брюханову в этнографическую экспедицию для сбора художественного материала—декоративных элементов башкирских ковров, вышивки, ткачества. Семь орнаментальных комплексов Н.В.Бикбулатова легли в основу росписи изделий бирской фабрики. Из-под пера Татьяны Брюхановой вышло два учебных пособия по народному декоративно-прикладному искусству Башкортостана, которыми пользуются на уроках технологии. Под руководством профессора, доктора педагогических наук Б.П.Юсова защитила кандидатскую диссертацию по данной теме. Преподавала в разных вузах, организовывала выставки работ. Сейчас бесплатно обучает 65 талантливых ребят в центре детского творчества «Радуга», инициирует экспозиции детских рисунков в музее.

На встречу пришли первые выпускники Т.А.Брюхановой и старшие коллеги, правда, уже пожилые и седые, но с восторгом вспоминающие годы учебы и работы на фабрике. Все единодушно признались, что производственный коллектив жил дружной семьей, сплоченно и увлеченно возрождал народные промыслы, возводя их в ранг искусства.

--Меня обучала росписи Нина Леонидовна Черебедова,--вспоминает гость выставки Лариса Дикова.--Занятия проходили в учебно-производственном комбинате, где школьники получали профессию. После защитила дипломную работу, прошла практику. За нашими плечами--роспись столовой №10, детского сада. Когда пришли на фабрику на отработку, увидели совершенно другой, удивительный мир влюбленных в свое дело людей. После окончания училища получила четвертый разряд мастера по росписи. Поступила в наш вуз, где познакомилась и общаюсь до сих пор с Татьяной Алексеевной Брюхановой. В моих воспоминаниях фабрика художественных изделий осталась храмом искусства.

Лариса Владимировна с восхищением рассказала об искусных резчиках, мастерстве художников по росписи, особенной атмосфере и специфическом благоухании творчества. Коллекционируя сувениры, создала домашний музей. По ее мнению, фабрика—это даже не отдельная страница, а глава истории Бирска—города лесковских умельцев.

Ольга Бунакова

Фото Степана Чиглинцева

 

Автор:Ольга Бунакова
Читайте нас в