+17 °С
Облачно
Все новости
Культура
11 Мая 2022, 08:35

Уловить смыслы времени

Пожалуй, именно художники в наибольшей степени способны увидеть красоту и богатство красок в явлениях и предметах, кажущихся нам привычными. Об особенностях художественного восприятия и о таинстве искусства живописи рассказал Игорь Булыгин--художник, педагог, председатель Северного отделения Российской общественной организации международной федерации художников Творческого союза художников РБ.  

Уловить смыслы времени
Уловить смыслы времени

Масло и холст

--Почему вы выбрали именно этот вид искусства?

--С детства откладывались впечатления. Я наблюдал, как папа Иван Викторович Булыгин красиво выписывает на белом ватмане красной гуашью «Слава КПСС». Или рисовал новогоднюю стенгазету. И у меня возникало желание повторить и непременно на том же листе, где рисовал мой отец. Он во мне видит свое продолжение и всегда хотел, чтобы я стал художником. Но почему-то рисовать у меня не получалось, и я не мог даже так, как рисовали мои сверстники. Помню, мама успокаивала папу словами: «Не рисует… Наверно сын пошел в меня!  Значит будет учиться музыке» (Мама играла на баяне). Толчком к раскрытию таланта послужила кратковременная разлука с мамой Людмилой Васильевной Булыгиной.

Мою маму увезли в роддом, и я, будучи 5-летним ребенком, очень соскучился. В ожидании начал рисовать. Получилось так удачно, что родители не верили, что это мой рисунок.  

Остались в памяти репродукции картин Владимира Игошева--заслуженного народного художника СССР, уроженца Аскинского района.  Альбом с его репродукциями был привезен родителями из Москвы с выставки. Я периодически брал его в руки и листал, вдохновлялся. Игошев--живописец, работал в импрессионистической технике. Впечатлили пастозные плотные мазки. И мне всегда хотелось повторить эту живописную манеру.

--Расскажите, как вы стали художником.

--Знакомство с живописью произошло в детской школе искусств в Аскино под руководством моего первого преподавателя--Фардавия Фагимьяновича Фазлинурова. Потом я поступил в 64-й художественно-промышленный лицей в Уфе. В живописной мастерской проходил практику и с большим удовольствием учился писать маслом.

После завершения учебы вернулся в Аскино и хотел бы отметить влияние и поддержку учителя истории и искусствоведа Фариды Ангамовны Хуснияровой. Она первая, кто предложила мне выставится еще в Аскино. После той первой выставки в районной библиотеке, я получил самый ценный опыт--отзыв от зрителей.

Немного позднее продолжил образование в Бирском филиале БашГУ. Здесь очень важным моментом стало знакомство с художниками. Благодарен каждому преподавателю отдельно за педагогический труд.  Приезжая домой, я понимал, что хочу вернуться в Бирск и вновь окунуться в мир искусства.

Следующий этап--это вручение членского билета Творческого союза. Благодарен Александру Николаевичу Заярнюку за его влияние и рекомендацию. Деятельность в союзе обогатила мое представление о профессиональном искусстве. Запомнились совместные выставки с маститыми художниками в Уфе, Екатеринбурге, международные онлайн-выставки, участие в московском проекте в Оренбурге. Я стал чувствовать себя частью огромного художественного мира, который должен давать обществу что-то очень полезное.

Благодаря содействию администрации Бирского района и совместно с администрацией и художественным отделом ДШИ им.Баширова, удалось провести международный проект РОО МФХ Творческого союза художников в Бирске, впервые с участием иностранных художников из Китая, Индии.

В 2021 году РОО МФХ--Творческий союз художников РБ учредил Северное отделение ТСХ в Бирске и утвердил в качестве председателя мою кандидатуру. Пожалуй, это самые яркие этапы в моей карьере.                  

Город, который вдохновляет

--Что вас подтолкнуло на создание «Арт-позиции» (творческое объединение художников)?

-- Я не считаю себя создателем группы.  Мне приятно общаться с коллегами, совместно творить, поддерживать идеи и делиться своими. Каждый участник равен и свободно выражает собственную позицию.  Предложенное мною название понравилось группе, чему рад. В свою очередь как председатель Северного отделения Творческого союза художников РБ я обязан выявлять и поддерживать талантливых художников.

--Как Бирск повлиял на ваше творчество?

--Мне очень понравился город. В нем есть душа, неповторимая красота. Храмовая архитектура, обновленная площадь с освещением, удобным для рисования и отдыха в вечернее время, исторический центр, парки. Каждый уголок удерживает взгляд художника. Мне нравится зимний, весенний, летний, осенний Бирск. Вековая архитектура, резьба, особенности кирпичной кладки, рельефы улиц, прекрасные люди.

Можем гордиться и прославленными гостями. К примеру, художницей Любовью Поповой--соратницей Малевича. Она гостила в Бирске и написала этюды города в авангардном стиле. Бирск уже давно вошел в историю искусства.

Горжусь и тем, что пусть и короткое время, но все же, успел принять участие в росписи храма. Здесь ценно и памятно то, что я получил духовный опыт на всю жизнь.

Знаки уходящей эпохи

--Что вы хотите выразить в своем творчестве?

--Одна из моих картин называется «После». Изобразил лужу, разбитый асфальт, брошенные маски и оградительную ленту. Эта работа является знаком, отпечатком нездорового времени с стремлением сбросить оковы, которые ограничивают свободу действий. Мне также нравится мнение зрителя: картина ассоциируется как покинутое место преступления.        

Есть и всем понятные пейзажные сюжеты.  На картине «Зима на старой улице» изображено крыльцо с домовой резьбой, которая уже частично утрачена. Заснеженные улицы, тени от домов и деревьев-- это классический пейзажный мотив, к которому периодически обращаюсь. Особенно сильно меня привлекла старинная резьба на крылечном козырьке и то, как она разрушается--это тоже знак уходящей эпохи. Наблюдаю с сожалением, как методично время стирает труд мастера, и мне хочется сохранить его в своих картинах.   

--Наверняка, вы наблюдаете за реакцией зрителей на выставках. Насколько, сейчас актуальна классическая живопись?

--Зрители идут за удивлением, за впечатлениями, духовным наполнением. Классическая живопись способна и наполнить духовно, и удивлять визуальным сходством. Внимание зрителя можно привлечь не только содержанием, но и технически сложными приемами или неожиданным совмещением различных материалов. Сегодня у зрителя есть огромный выбор: смотреть классическую живопись или знакомиться с современным творческим видением. Художники постоянно находятся в поиске.  

В московском проекте Творческого союза художников я попробовал себя в медиаисскусстве и вместо кистей взял камеру, компьютерную программу и воплотил замысел в направлении видео-арт. «Хочу дышать»--в этой работе приняла участие моя супруга Эльвира Булыгина с хореографией. И инсталляция с двух мониторов «1,5 метра» тоже в видео-арте и, конечно же, я заметил интерес у зрителя--это вдохновляет на новые эксперименты.   

--Искусство открыто для всех? Не обязательно иметь художественное образованием, чтобы восхищаться картинами, в которых есть подлинная красота?

--Красота понятна всем, но, возможно, не всем она открывается. Художники, скульпторы, архитекторы, дизайнеры транслируют нам образы красоты, которые и формируют наши вкусы. И каждая эпоха выносит на пьедестал подлинной красоты свой эталон, которым стоит восхищаться.

Потребность рисовать

--Что для вас значит заниматься живописью?

--Сам процесс затягивает и держит от начала работы до прихода зрителя или заказчика.  И даже без зрителя я сравниваю творчество с физиологической потребностью дышать. Живопись для художника--это жизнь яркая и многоцветная!

--Где можно увидеть ваши картины?

--Картины можно увидеть на выставках. В Бирской ДШИ несколько работ в постоянной экспозиции художественного отдела. Иногда публикую что-то в социальной сети.

--Спасибо за беседу! Желаю творческих успехов, и чтобы люди получали удовольствие от ваших картин!

Беседовал Игорь ГУБЕЕВ.

Фото из архива Игоря Булыгина

Автор:Игорь Губеев
Читайте нас: