+18 °С
Ясно
Все новости
Культура
1 Февраля 2022, 10:41

Как открыть другой мир

Прошлой весной в нашем городе прошла выставка художников объединения «АРТпозиция». Она запомнилась своей оригинальностью, неожиданными работами, новыми именами.

Как открыть другой мир
Как открыть другой мир

Один из авторов экспозиции Павел Попов--выпускник факультета технологии и художественного образования БФ БашГУ, руководитель фото-видеостудии в ТОК-центре «Умникум».

Давайте узнаем, как выглядит творческий процесс у художников.

--Павел, с чего началось твое увлечение живописью?

--С художественной школы, что была еще на улице Чеверева. Занимался рисованием с первого по четвертый класс. Потом увлекся баскетболом. Хотел по спортивному направлению поступать в Уфу, но жизнь распорядилась по-другому, вернула к рисованию, поступил на худграф.

К поступлению специально не готовился. На экзамене смотрел на других и вспоминал, как бумага крепится на мольберт. В художественной школе четыре года учишься, потом еще четыре--подготовка к высшему образованию. А я только начальное звено прошел, к сожалению. Но результат по творческим экзаменам получился хороший.

--Кто из ближайшего окружения повлиял на твое становление как художника?

--В первую очередь мама Людмила Леонидовна Попова. Она в свое время хотела стать художником. И как могла развивала мое стремление к рисованию.

Мой дедушка Леонид Федорович Токарев оказывал большую поддержку во всем, чем я занимался. И в художественную школу именно он меня привел. Мольберты мне мастерил, когда я был маленьким. Делал все, чтобы во мне этот огонь горел. Он и бабушка Вера Александровна покупали книги про художников и живопись. В доме целые полки были ими заставлены. Мой отец, Владимир Александрович Попов, работал на Севере, зарабатывал для семьи.  И я ему благодарен за жизнь, воспитание, большой пример во всем.

В художественной школе меня обучали Альфир Махиянович Ахунов, Владимир Александрович Карцев, Елена Уржумова. Но большее влияние на меня оказал Альфир Махиянович как на человека и как на художника.

Бывало я пропускал занятия. Тогда Альфир Махиянович сказал мне: «Не понимаю, как человек, у которого есть талант, может растрачивать его впустую. Нужно трудиться несмотря ни на что». Эти слова сопровождают меня всю жизнь.

--Что тебя вдохновляет на творчество? Что ты хочешь им выразить?

--Вдохновляют жизнь, семья, дети, мои учителя и преподаватели, музыка, документальные и художественные фильмы о жизни знаменитых художников, их работы. Мне нравятся люди, которые в жизни пытаются что-то поменять, донести какие-то идеи. Вот что-то в жизни они видят и стараются все это подчеркнуть, показать. Мой инструмент выражения--это рисование. Своим искусством я хочу не только передать красоту природы, окружающего мира, но и донести идеи, нравственные убеждения, о которых люди, может быть, сегодня не думают или забыли. Выразить свой взгляд и найти отголоски у людей на события, которые в мире сейчас происходят.

--Расскажи об основных вехах твоего творческого пути.

--О своих достижениях как художника я не могу сказать, потому что в свое время, еще в школе, подзабросил это дело. В студенчестве относился немного легкомысленно, хотя много чего получалось. И в этом плане у меня пробел. Мои работы впервые участвовали в выставке лучших студенческих работ. У нас как раз был выпускной курс в 2014 году. Там мне вручили грамоту за вклад в развитие культуры города Бирска. Следующая выставка была в феврале 2021 года с объединением «АРТпозиция».

--Как художник можешь рассказать об особенностях бирской школы живописи? Где можно увидеть картины наших художников?

--Наверное, самый известный художник в Бирске--это Александр Заярнюк. Всегда его картины вызывают восхищение. Они легкие и радостные, с интересными композициями. Любопытно то, как он работает с краской.

На любого художника откладывает след его окружение. Бирск--город зеленый, здесь много красивых мест. Даже само ощущение жизни, течения времени, бытия в городе здесь иное, своеобразное. Я думаю каждый этим пропитан, и нет ни одного живописца в Бирске, чьи картины этого не отражали.

Работы бирских художников выставляются в галерее БашГУ, в историческом музее, в художественной школе. Анонсы выставок есть в основном в «ВКонтакте», в «Инстаграме», на радио «NRG», «Дорожное», на уличных афишах.

--Как люди реагируют на живопись? Насколько она сегодня актуальна?

--Я заметил, что обычно зрителю нравятся классические картины, фотографичные изображения. Интересно наблюдать за их реакцией, когда начинается авангардное искусство. Тут возникает порой некоторое недоумение.

Это связано с тем, что, изучив основы и правила, художник-авангардист начинает собственные поиски идеальной композиции, оригинального языка, стиля, техники. Восприятие таких картин требует художественной подкованности зрителей.

--Тем не менее, зритель тяготеет к классике, к более реалистичным работам?

--Если обратиться к истории: раньше некоторых художников не выставляли, если они что-то новое делали. И только спустя годы это становилось новшеством, и все потом так начинали делать. Да, обычный зритель тяготеет к реалистичным работам, к тому, что более понятно. Хотя можно нарисовать и реалистично, и глубокий смысл вложить. Что и делали русские художники-передвижники. Мне нравятся работы старых мастеров, где есть социальные моменты, когда в картине показана целая история.

Художники-передвижники внесли огромную лепту в развитие русского и мирового искусства, расширив сюжетный круг станковой живописи. Экспериментируя в технике и композиции, они обратились к социальным вопросам, передавая через искусство свою точку зрения и настроение общества.

В наше время в интернете много образовательных курсов, лекций, где рассказывают про изобразительное искусство. И современный зритель разбирается в разных направлениях. Что-то современное его уже не пугает, а наоборот, даже где-то привлекает. Он готов к новому.

-- Что нравится в современном искусстве, что не нравится?

--Мне нравится, когда у художника есть школа и то, что он делает это красиво эстетически и имеет ясное содержание. Но мне не нравится, когда начинают чересчур много экспериментировать, стараются произвести один лишь эпатаж. Тогда это превращается в какое-то шоу. Когда художник ничего не стоит, но разрекламирован вызывающими способами. Делает кичевые работы и только за счет нужных связей приобретает популярность. Я считаю, что это не искусство.

--Случаются ли у тебя творческие кризисы и как ты их преодолеваешь?

--Есть два состояния. Одно--это когда раньше я откладывал живопись и отговорки всякие придумывал. Просто лень было. Теперь я понял, что надо все равно в это время работать, и сразу все налаживается, и все становится хорошо.

Бывает к тебе приходит какая-то идея, ты ее осмыслил и прожил с ней в голове и на холст выложил. Ты доволен собой, все классно и здорово. Но потом чувствуешь опустошенность. Как будто что-то внутри было, ты его выпустил и стало пусто. Тут лучше всего подсобраться и сразу начать писать что-то новое, чтобы это не затянулось.

--Ты преодолеваешь это состояние усилием воли?

--Ну, наверное, да. Есть такое: вот я сегодня сделал--можно отдохнуть, а отдых может затянуться на один-два дня, а то и на неделю. Потом могут возникнуть семейные планы, еще что-то, и все--застой. Сейчас стараюсь после одной работы сразу браться за следующую.

Бывает все легли спать в 12 часов ночи, а у меня желание рисовать. Я понимаю, что не высплюсь, но все равно сажусь и работаю часов до пяти. Мне нравится рисовать ночью, потому что ничто не мешает, тишина, все вокруг спит, и ты со своими мыслями остаешься наедине. И перед тобой словно открывается другой мир.

Беседовал Игорь ГУБЕЕВ.

Автор:Игорь Губеев
Читайте нас: