+26 °С
Облачно
Все новости
Культура
1 Октября 2021, 17:00

Два кайфа для музыканта

Если прогуливаясь по аллеям парка Победы, вы услышите песни Бориса Гребенщикова или «Урал Байкер Блюз» Сергея Чигракова, можете быть уверены--их исполняет Руслан Яфаев. Поэт и музыкант, бас-гитарист группы «ПроRocke», популярной в конце нулевых в молодежной среде. --Как ты пришел к року? С чего началось твое увлечение музыкой? --К року я не приходил, он сам ко мне пришел. У меня всегда перед глазами находились люди, которые слушали все это дело. Когда подростком, в конце 90-х, я стал интересоваться музыкой, благодаря старшему брату и его друзьям, я узнал об «Агате Кристи», о всяких «Наутилусах Помпилиусах» и остальных «ДДТ». Мне не сразу, но понравилось. А мое непосредственное занятие музыкой началось так: Окончив школу, я подрабатывал сторожем. Тогда мне попалась кассета с сольным проектом гитариста Бона Джови Ричи Самбора. На развороте обложки он лежит с гитарой на двуспальной кровати, рядом горит торшер, и видно по всему характеру фотографии, что он счастлив. Я так позавидовал: чтобы покайфовать, ему не надо искать музыку, ему достаточно взять в руки гитару и сыграть в кайф для себя. Я рассказал об этом впечатлении брату. И через какое-то время он подарил мне гитару. Простенькую фонерку, как тогда говорили, чебурашку.

Два кайфа для музыканта
Два кайфа для музыканта

Если прогуливаясь по аллеям парка Победы, вы услышите песни Бориса Гребенщикова или «Урал Байкер Блюз» Сергея Чигракова, можете быть уверены--их исполняет Руслан Яфаев. Поэт и музыкант, бас-гитарист группы «ПроRocke», популярной в конце нулевых в молодежной среде.

Дорога в Рок

--Как ты пришел к року? С чего началось твое увлечение музыкой?

--К року я не приходил, он сам ко мне пришел. У меня всегда перед глазами находились люди, которые слушали все это дело. Когда подростком, в конце 90-х, я стал интересоваться музыкой, благодаря старшему брату и его друзьям, я узнал об «Агате Кристи», о всяких «Наутилусах Помпилиусах» и остальных «ДДТ». Мне не сразу, но понравилось. А мое непосредственное занятие музыкой началось так:

Окончив школу, я подрабатывал сторожем. Тогда мне попалась кассета с сольным проектом гитариста Бона Джови Ричи Самбора. На развороте обложки он лежит с гитарой на двуспальной кровати, рядом горит торшер, и видно по всему характеру фотографии, что он счастлив. Я так позавидовал: чтобы покайфовать, ему не надо искать музыку, ему достаточно взять в руки гитару и сыграть в кайф для себя. Я рассказал об этом впечатлении брату. И через какое-то время он подарил мне гитару. Простенькую фонерку, как тогда говорили, чебурашку.

--Как ты начинал играть на гитаре?

--Гитару мне преподавал один из бирских музыкантов--Ринат Шарипов. Он показывал аккорды, упражнения. И спасибо огромное за терпение моей маме, когда я дома пиликал для меня самого непонятные вещи. Там музыкой и не пахло, никакими песнями. И вот так это пошло. До сих пор мучаю тех, кто находится рядом.

Ну, естественно, со временем стало получаться. Если бы вокруг меня были «Лед Зепеллин», «Битлз», я бы, наверное, это играл, но вокруг меня звучал русский рок, и он так и остался. Я стал его ревнивым адептом и не признавал никакие другие направления, ни народное творчество, ни рэп--для меня все это шло мимо.

--Чем именно тебя привлекла рок-музыка?

--Изначально рок меня не привлек, но в смысле он привлек меня не как рок. Мне понравились тексты и живая игра: гитары, барабаны. Не синтезатор, не бит, не попса, засилье которой было тогда. Здесь что-то свежее, живое, осязаемое. Послушав песню и перечитав текст, я думал: как глубоко, как четко, как прямо в цель! Вот послушайте «Воскресение», там что ни текст, то шедевр. То же самое ранний Шевчук, там такие вещи!

Я конкретно не выбирал, я же не математик и не сидел с расчетом: так, здесь хорошие тексты, здесь хорошая музыка, буду слушать это. Нет! Зашло--понравилось.

Финт ушами

--Расскажи о группе «ПроRock».

--Когда я увлекся гитарой, естественно, начал искать единомышленников, с которыми можно играть, что-то делать. Тогда мы сколотили первую группу «SOMA». Сначала репетировали в лицее. Потом переехали в ГДК. Пытались там играть, выступали на местечковых студенческих концертах.

В итоге, двоих из нашей группы позвали в «Звездный час». Это музыкальный проект на базе РДК или Дома пионеров под руководством Александра Насретдинова. Туда набирали молодых воспитанников, поднимали их до музыкантов. Они разбегались и собирался новый состав под старым названием. Ребята выбрали более перспективный с точки зрения карьеры вариант. Снова начали искать с кем дальше будем играть.

Так набрался костяк: Рустик Султанов, я и еще ребята--состав постоянно менялся. Многие из них и сейчас продолжают профессионально заниматься музыкой, а учились играть именно у нас. Сначала свои песни начали писать. Потом--для участия в «Крещенских морозах». По условиям на конкурсную программу нужно было представить кавер известной песни. Мы подумали и выбрали песню «Я здесь» группы «Ария». И вот таким образом постепенно сформировалась группа «ПроRock». По названию одной из наших песен. Мы решили сделать финт ушами и назвать про что? - про Rock.

ПроRock и Праведный судья

--Вкратце можешь рассказать об основных этапах деятельности вашей банды?

--Летопись никто не вел. Мы играли в первую очередь для себя, для своего удовольствия. Но если получалось где-то отыграть: на студенческой вечеринке, или поехать на какой-то фестиваль (для нас тогда участие в «Крещенских морозах»--ого-го было!), мы, естественно, срывались, бросая все дела. Я в семь часов вечера с работы приезжал и бежал в ГДК на репетицию до девяти, до десяти, до одиннадцати вечера. Сложно, но кайфово было и поэтому, когда появлялась возможность где-то показать себя, естественно, мы туда ломились.

На «Крещенских» отыграли и с первого раза взяли второе место. Для нас это был мощный стимул заниматься дальше, играть, репетировать. И уже ко второму участию на «Крещенских» мы серьезней отнеслись: приходили друг к другу домой, обсуждали тексты песен, музыку. На репетициях с полной отдачей занимались. Мы же все непрофессиональные музыканты, если только не считать вокалиста. У нас не было возможности играть и репетировать на хороших инструментах, не было интернета особо. Мы сидели, оттачивали свои навыки, приобретали новые, пытались играть и показывать на деле то, что умеем, до чего сами дошли.

--У вас есть какие-нибудь записи, альбомы?

--Все наше творчество кануло в Лету. Какие-то записи были. Я на телеке еще работал, когда музыкой занимался и приносил камеру. Видеокассеты тогда еще были, но они не сохранились. Есть одна запись, не в очень хорошем качестве на фронтальный микрофон из «Крещенских морозов». Именно то выступление со второго нашего участия, с гала-концерта, «Праведный судья», за которого мы получили гран-при в 2007 году.

Я до последнего момента был против того, чтобы брать эту песню в конкурс, потому что она была сыровата. У клавишника партии не было, он играл просто гамму, чтобы заполнить место. Там была куча недоделанных мест. Но жюри отдельно отметило эту песню. У нее сложный ритмический рисунок--в ней три раза менялся ритм, подача. Там целая история рассказывается в песне. Для нас тогда это было огромное достижение! Значит, нам надо дальше развиваться, разгонять маховик творчества и не для того чтобы кому-то понравиться…

Не для хайпа, а для кайфа

--Что вас побуждало заниматься музыкальным творчеством?

--Если сравнивать тогда и сейчас, это вообще диаметрально противоположное отношение к музыке. Теперь группы собираются ради хайпа, ради известности. Мы играли, потому что получали от этого удовольствие. Мой принцип до сих пор остается с тех времен неизменным. Музыкант получает и должен получать два кайфа. Первый--когда он играет и ему нравится самому и второй--когда то, что ему нравится, нравится кому-то еще. И я всегда этим руководствовался. Но судьба сложилась так, что кому-то куда-то надо было уезжать. Менялся состав и в итоге группа развалилась. Потом мы дважды собирались, но на единичные проекты. Что-то играли по старой памяти, но со временем все--гейм овер. Группа существовала на протяжении пяти-шести лет.

--У вас был лидер, идейный вдохновитель?

--Нам говорили о том, что нас заочно называют: Рустика Султанова--папой, меня--мамой. А внутри группы такого не было, чтобы «я сказал так и будет». Мы всегда, когда что-то делали, обсуждали. Приходим на репетицию, гитарист говорит: вот такую фишку придумал, куда бы ее вставить? Зачем вставлять, давай под эту фишку что-то придумаем. А у меня текст есть, правда не дописан. Ну, давай, что у тебя там… То есть демократия полнейшая или анархия. Но я считаю, что так и должно быть. Хорошо, когда руководитель есть. Но тогда приходится под кого-то плясать. А здесь мы сидели за пивом, обсуждали что и как, почему именно так, смысл.

У нас у всех была идея: у каждого своя и одна на всех--музыка. Мы играли не чтобы пробиться куда-то, мы играли для себя. Собственно, как я сейчас на кухне играю для себя или когда в парк выхожу. Если людям нравится, естественно, это не может не радовать меня. Ну а тогда это было с группой. Тогда нельзя было выложить в интернет. Он был малодоступен. У нас была возможность показать свое творчество только на живых выступлениях. Поэтому мы старались сильно не облажаться. Это сейчас можно в интернет выложить все что угодно. А мы тогда себе такое позволить не могли.

--А в общей сложности сколько вами было записано песен?

--Ни одной не было записано. Ни на студии, никак. У нас был плей-лист на программу из 10-12 песен, а может восьми… У нас какие-то песни были в разработке и те, что на публике могли сыграть. Мы обычно репетицию начинали с вещей, над которыми еще работаем, чтобы размяться и отстроить звук. Их отыгрывали, убирали на полочку и давай работать над новыми вещами, которые не сделаны совершенно. Поработали, устали и в конце репетиции, минут за 15, опять две-три песни, которые более-менее готовы, сыграли, чтобы не забыть. У нас не было возможности записывать на ноты, потому что их никто не знал.

--В лучших традициях андеграунда…

--И поэтому что говорить о том, сколько чего было? Мы тогда об этом не думали. Мы на камеру снимали, потому что нам было интересно со стороны на себя посмотреть – что это такое вообще, что за вакханалия? Только ради этого, не для того, чтобы показать кому-то или оставить память.

P.S.

Каждый может быть рокером

--…Одного байкера спросили: «Что нужно, чтобы считаться настоящим байкером? Вот, у меня есть мопед, или мотоцикл малокубатурный. Я байкер?» Байкер отвечает: «Для того чтобы считаться байкером не обязательно иметь даже мотоцикл. Важно сочувствовать, быть в теме, быть байкером душой. И с роком то же самое. Для того чтобы считаться рокером, не обязательно лабать на гитаре, волосы ирокезом, джинсы носить рваные, косухи. Достаточно «просто быть», как у «Наутилуса Помпилиуса» поется…

--А ты мог бы дать определение рок-музыке?

--Нет! Нету никакого определения. Определение дает обыватель, который слушает все. Человек, который играет, он играет музыку, которая ему нравится, от которой его прет. Если человек играет, и музыка его не прет, ну он не своим делом занимается, вот и все. Тут какие вопросы? Когда художник пишет картину, он не говорит: «я пишу в таком-то стиле». Нет! Ему нравится так писать. Если вы называете этот стиль кубизмом или каким-то там импрессионизмом, то пусть это будет так, ладно. Все! Ну какие могут быть вопросы? Что такое рок? Кто его знает? Открой толковый словарь, посмотри, что такое рок…

Беседовал Игорь Губеев.

Стихи и тексты песен Руслана Яфаева

 

Дело во мне

 

Ты знаешь, когда-то Луна мне сказала:

«Я буду с тобой даже днем».

И солнце смеялось после заката,

И мы с ним смеялись вдвоем.


Мне кажется, жизнь не больше секунды,

А вечность таится во мне.

Когда-нибудь мы поймем эти руны

В полдень, при полной Луне.


На каждой молитве печать поколений

Истерлась и стала другой.

И радуга в небе намного реальней,

Чем ангел с небесной трубой.


А то, что случилось--случилось навечно,

Под солнцем, при полной Луне.

И, как сказал Мастер[1], легко и беспечно:

«Мне кажется, дело во мне».

 

Танцуй

 

Танцуй мой блюз, пока не вечер,

Пока тобою я не встречен,

Пока на улицах так жарко,

Пока тебя совсем не жалко.


Танцуй, ведь ночь еще не скоро.

Танцуй, пока есть виски с колой.

Танцуй, пока твой календарь

Не скажет, что уже февраль.


Танцуй в снегу полярной ночи.

Танцуй, как будто больно очень.

Танцуй, пока осталось время,

Танцуй, пока друг другу верим.

 

Танцуй. И я станцую тоже--

Мы будем так с тобой похожи.

Танцуй-живи... И умирай,

Танцуй по небу прямо в рай.

 

Я научу тебя быть Богом

Я научу тебя быть Богом--

Ходить по земле и вином угощать,

Целить заблудщие души слогом

И камни в цветы научу превращать.


Я научу тебя быть другом--

Встречать, провожать, порой--выручать...

Бежать голышом по вечернему лугу,

А ночью--на звезды смотреть и молчать...


Я научу, как быть самым любимым,

Быть самым желанным день ото дня!

Я научу тебя многому, милый!..

И ты научи тому же меня!

 

I need you

Играй мне. Девочка, играй мне

На струнах, на пальцах, на венах...

Обыкновенно.
Играй вне. Девочка, играй вне.

На звездах, мостах и на стенах.

Попеременно.

За этими словами и рифмами,

Рваными басовыми рифами,

Мы связаны с тобой этой нитью...

I need you.

За пьяными рассказами и мифами,

Затертыми гитарными грифами

Мы все еще связаны нитью

I need you!


Открой мне. Девочка, открой мне

Двери, глаза и планеты,

Секреты.

Напой мне. Девочка, напой мне

Забытые всеми куплеты.

Ну где ты?

 

За этими словами и рифмами,

Басами за гитарными рифами,

Мы связаны с тобой этой нитью...

I need you.

 

[1] Имеется в виду Борис Гребенщиков. Отсылка к песне «Дело за мной»».

Автор:Игорь Губеев
Читайте нас: