+7 °С
Облачно
75 лет Победы
Все новости
Культура
7 Сентября , 16:35

Творчество как отдушина

О чем пишут современные стихотворцы, мы попытались выяснить в разговоре с молодым поэтом и музыкантом Александром Михайловым.

Творчество как отдушина

О чем пишут современные стихотворцы, мы попытались выяснить в разговоре с молодым поэтом и музыкантом Александром Михайловым.

Игорь ГУБЕЕВ

marilynkristy@mail.ru

Александр Михайлов родился в 1992 году в Бирске. Окончил факультет биологии и химии БФ БашГУ по специальности биоэколог. Участник поэтического объединения «7 маршрут».

Стихи Александра напоминают музыкальную шкатулку--они обладают напевностью и мелодической гармонией. Его тексты отличаются доходчивым содержанием, четкой детализацией, позволяющей визуализировать фоновый ряд, в котором происходят действия. В повествовательной манере прослеживаются элементы реалистического цинизма, с некоторой долей сарказма.

Вот что сам Александр рассказывает в интервью о своем творческом пути:

--В каком возрасте ты увлекся поэзией? Когда сочинил первые стихи?

--Отправной точкой можно считать самостоятельное знакомство с поэзией Александра Пушкина в начальной школе. Но оно продлилось недолго. Появилось много других интересов и увлечений, поглотивших мое внимание. С поэзией пересекался лишь на уроках литературы через заучивание стихотворений, заданных на дом.

Самое первое стихотворение о красоте зимней природы я написал лет в девять-десять. Но это «произведение» в два четверостишья благополучно кануло в небытие. Следующее стихотворение сочинил в 15 лет.

Более осмысленное знакомство с поэзией состоялось в универе после приобретения сборника стихов французского поэта-символиста Поля Верлена. С появлением сборника появилось и огромное желание понять этот вид искусства. В то время я периодически занимался “жонглированием словами”, записыванием их в столбик в лекционных тетрадях на парах по непрофильным дисциплинам. Большинство написанного мною в тот период относилось скорее к любительской поэзии и довольно емко выражалось словом «графомания».  Хотя и сегодня я недалеко ушел от этого, поэтому мне всегда становится неловко от того, что меня иногда называют поэтом, забывая о том, что настоящий поэт выглядит немного иначе.

--Что повлияло на твое увлечение поэзией?

--Наверное, больше повлияли обстоятельства. В меру своего характера я крайне неразговорчив и сосредоточен на своем внутреннем мире, как “человек в футляре” у Чехова, поэтому всему происходящему в моей голове нужен был свой определенный выход. А увлечение литературой стало толчком для собственного творчества. В нем мне удалось найти некую отдушину, возможность высказаться. Мой взгляд на мир стал чуточку яснее. 

--Каковы основные идеи и мысли, которые ты хочешь выразить через творчество?

--Я--дилетант, поэтому мой спектр идей ограничен рамками наблюдения. Что пережил сам, о том и пишу. Я верю в добро, как в единственную силу созидания. Верю в любовь, как в основу, лежащую у истоков всего. Но между тем мое творчество не лишено изъянов.

Мой лирический герой еще не сформирован, четко не прослеживается его характер. Его мимика и жесты не ясны и расплывчаты. Он как ребенок, который только научился читать и выходит в люди только по праздникам. Зачастую он не логичен в своих умозаключениях и не последователен в повествованиях. Он эгоцентричен, потому что масштаб моего поэтического мышления, в силу недостаточного жизненного опыта, ограничен и сведен к размышлениям о происходящем вокруг, о своих проблемах и, собственно, сосредоточен на своем я. А это, на мой взгляд, не допустимо для настоящего поэта, который должен говорить о важных вещах, которые во вне. Поэтому главная задача для меня--перестать концентрироваться на себе в творчестве и не скатываться в глубокую меланхолию, обычно мне присущую.

--Как ты относишься к современной поэзии? Как ты думаешь, о чем она рассказывает своим читателям?

--Мое отношение к современной поэзии крайне положительное. И хоть поэзия сегодня не пользуется таким спросом, как раньше, но все же сейчас достаточно много талантливых авторов, с творчеством которых приятно познакомиться. И, в принципе, современная поэзия говорит о тех же вещах, о которых она говорила всегда, с тем лишь отличием, что сегодня появились новые темы: ю-туб, гаджеты, андронный калайдер, майдан, ополченцы Донбасса, полеты на Марс и прочее… Да и слог стал немного грубее.

--В современной поэзии преобладает пессимистически-упадническое настроение, отчасти свойственное и тебе. Как ты думаешь, с чем это связано?

--Я не могу рассуждать за всех представителей современной молодой поэзии, могу сказать лишь за себя. Пессимистически-упадническое настроение в ряде стихов определяется в первую очередь моим темпераментом, а уже потом образом жизни и ее уровнем, которые я выбрал сам. Поэтому я не вправе сетовать на происходящее в моей жизни, потому что это мой выбор. Просто необходимо научиться мыслить позитивней и не зацикливаться на проблемах и несовершенстве окружения. На мой взгляд, нам вообще нельзя жаловаться на жизнь. Мы не живем в революцию, не знаем ни гражданских войн, ни мировых, у нас нет голодомора. И в материальном плане все стабильно. И если говорить о подобном настроении, то, возможно, это просто проявление слабости, ведь гораздо проще жаловаться и огрызаться, вместо того, чтобы сделать то, что принесет видимые результаты. А это уже, собственно, разговор не только о поэзии.

--Чем ты увлекаешься еще кроме стихов?

У меня много увлечений. Все они периодичны, так как на все времени просто не хватает. Например, видеоигры, если быть точнее, то это онлайн-стратегия «World of Tanks». На нее я подсел довольно давно. Игра на гитаре. С недавнего времени открыл для себя и электрогитары. Играю посредственно и пока только нарабатываю опыт. Куда более интересно приводить старые электрогитары «в чувства», восстанавливая их до играбельных. По мере своих возможностей, конечно. Так же очень интересно заниматься графикой. Ну и, конечно же, спорт.

- Спасибо за беседу. Желаю тебе из дилетанта дорасти до мастера!

Ссылка на группу Александра Михайлова В Контакте «Тетрадь со стихами М. А. А.»: https://vk.com/club163126670

 

***
А хорошо ль под вечер одному

идти пешком по краю тротуара

и ни к кому не торопиться, ни к кому

в карманах--руки, за спиной--гитара.


Слоняться так угрюмо, где кусты,

где тропки все несутся в неизвестность,

где все дороги так пусты, пусты,

где тени, тени, тени повсеместно.


Где фонари немногословные стоят,

так люстры-головы повесивши печально,

лишь от того, что наверху горят,

горят, сгорают звезды изначально.


А хорошо ль под вечер одному

идти пешком по краю тротуара?

Ступать размеренно, размеренно во тьму,

где ни за что не зазвучит гитара.

 

Крамола

Вот мир растекся жижей городов,

И души с неба падают в пустыни   

Зыбучих тел, оставив храм садов  

Средь Волопаса и Звезды Полыни.

И резвый твой упавший метеор--
Осколок бывшей некогда планеты.
И как на злато уповает вор,
Так уповай на то, что не сгорел ты...

И рвутся тени, и бежит стремглав 

История по сумрачным аллеям      

Скупых умов и, на листок упав

Кровавыми чернилами, алеет.        

Безропотным закатом старика,

Чья душа обратно ввысь по сини

Летит, как свет, как снег, как облака

Над куполами сказочной России...

 

Благодарю!

За все Тебя благодарю,

за свет давно исчезнувших созвездий,

за небо, радугу, зарю,

за лампочку, сгоревшую в подъезде,

за хлеб, за воду, за вино

и за друзей, что думают со мною

о чувствах, счастье и кино,

о свете, что граничит с темнотою.

За книги старые благодарю,

за буквы в них, что мне давно знакомы,

за снег, лежащий к декабрю,

за лед, сковавший водоемы.

Благодарю за прозу, за стихи,

за регги-музыку, играющую в сквере,

и радуюсь движению руки,

нараспашку открывающую двери.

За то благодарю, что впереди

случится, и за то, что движется к исходу,

за крест, висящий на груди,

и за дитя, крещенное в субботу.

Благодарю за взгляд ее внимательный,

когда о чем-то говорю,

и за биенье сердца матери

благодарю!

Автор:Игорь Губеев