+23 °С
Ясно
Все новости
Культура
21 Мая 2021, 16:35

Новая волна в бирской живописи

Города на карте России… Каждый из них обладает своей неповторимой особенностью. Город Бирск ассоциируется с запахом цветущих яблонь, старинных купеческих особняков, тихой, размеренной жизнью.

Фарида ХУСНИЯРОВА,
искусствовед
Города на карте России… Каждый из них обладает своей неповторимой особенностью. Город Бирск ассоциируется с запахом цветущих яблонь, старинных купеческих особняков, тихой, размеренной жизнью.
Он не похож на другие уральские города. Есть ощущение, что время замедлило в нем свой темп. С горы Соколок видны упирающиеся в горизонт великолепные ландшафты. Спокойно, не торопясь, катит свои волны река Белая. Казалось бы, ничего не меняется в жизни этого российского провинциального городка. И вдруг состоялось событие--выставка современного искусства, провозгласившая о себе громко, ярко, несколько вызывающе, как и само актуальное искусство. «НОВОлнение»--так назвали ее организаторы.
Первое впечатление--эмблема выставки. Супрематическая композиция: луна на черном небосводе и яркое название художественной группы «АРТ-позиция». На афише белые силуэты людей, которые держат транспарант. Название уже интригует! Мозг работает на ассоциации. Новолуние, волнение, на одной волне…..
Кто же они, эти знакомые незнакомцы, дерзко и смело заявившие о себе? Что предлагают посмотреть, о чем так смело заявляют? Участники выставки--бирские художники: Лейла Кадикова, Лиана Равилова, Павел Попов, Игорь и Виталий Булыгины, Дарья Кузнецова, Резеда Сатиева, Анастасия Серова, Владимир Ижбулдин, Юлия Изибаирова, Тагир Алетдинов. Основной костяк--преподаватели ДШИ им.М.З.Баширова. К ним присоединились художники из Уфы: (Денис Мишин, Ольга Фролова, Рената Малютина) и Екатеринбурга (Кира Саргон).
Все авторы признаны художественным сообществом, многие из них--участники всероссийских, международных выставок и проектов. Единственная в городе детская школа искусств является художественным центром. Выставка имеет важное культурологическое значение для города. В экспозиции представлены различные материалы, техники, жанры, стили авторов. Тематика очень обширная: коронавирусные ограничения, природа, архитектурные пейзажи, натюрморты. Авторы не ставили целью показать красоту искусства и положительные эмоции. Для всех художников характерно общее--вступить в диалог со зрителем, через образы донести важные смыслы, свои переживания. Итак, пройдемся по выставке.
Картины Павла Попова на первый взгляд просты и понятны. Его жизненное кредо--«Живу, люблю, творю». В работах провозглашаются вечные ценности человека--вера, семья, любовь, Родина. В картине «Квинтэссенция» художник умело моделирует растительный орнамент из геометрических форм, создает из них причудливую мозаику, используя контрастные цвета. Растительный и животный мир весь состоит из символов-метафор: цветы, черепаха, слон. В картине есть некая цитатность от климтовского «Поцелуя». В центре композиции--спящие фигуры мужчины и женщины. Картина художника--это гимн Человеку, высшему творению природы.
Совершенно иная работа, которая заслуживает внимания--супрематический коллаж «Смирительная рубаха». В центре композиции, на фоне ярких кубических форм--силуэт человека в смирительной рубашке из квитанций. Излом фигуры, резкие линии, медицинская маска на лице подчеркивают гротескность работы. Художник создает обобщенный образ современного человека, который зависим от финансовых обязательств. Обезличенность подчеркивает его несвободу. Ломаные линии, яркие цветовые контрасты усиливают остроту проблемы. В ней не просто намеки на нашу современную жизнь, а определенный социальный подтекст, что делает работу особенно актуальной.
В экспозиции много работ с изображением бирских храмов. Архитектурный пейзаж--излюбленная тема художницы Лейлы Кадиковой. Невозможно пройти мимо ее графических работ «Храм Казанских Святителей», «Свято-Троицкий кафедральный собор». Вертикальные и горизонтальные штрихи подчеркивают мельчайшие детали в декоре. Четкие архитектурные формы, устремленные ввысь вертикали колоколен, легкие облака, удачное колористическое решение создают ощущение абсолютной гармонии природы и архитектуры. Монохромная работа «По улице Ленина», как черно-белая фотография, вызывает ощущение легкой грусти по уходящему прошлому.
Свое видение бирского храма у художницы Юлии Изибаировой. Ее картина с поэтическим названием «В день воскресный злато льется с Бирских колоколен» написана в духе кубизма. Все архитектурные части храма развернуты на одной плоскости. Они узнаваемы: купола, арки, окна, декор, колокола. Каждая часть--это отдельная грань, которая отличается своей яркой цветовой палитрой. Разнообразие ракурсов, скошенность, асимметрия, напоминают калейдоскоп. Композиция дает ощущение движения. Золотой солнечный диск придает экспрессию, ощущения колокольного звона. Плоскостное изображение храма напоминает иконописную традицию.
Работы этих авторов еще раз подтверждают главную общечеловеческую ценность: вера является главной опорой в жизни человека.
Лирический пейзаж Дарьи Кузнецовой «Михайло-Архангельский женский монастырь»--очень светлая пронзительная работа. Она обращена к тонким струнам души зрителя. Удачное композиционное решение, насыщенные цветовые контрасты, четкость формы создают ощущение умиротворения и покоя. Молодой художнице удалось передать выразительными средствами главные нравственные ценности: веру, чувство родины, историческую память. Чувство щемящей грусти вызывает ее картина под необычным названием «Преданные преданы». Анималистический жанр позволяет художнице наделять животных глубокими переживаниями, создает особую историю и трагизм. В картине есть метафоричность, недосказанность.
Игорь Булыгин представляет зрителям новый необычный вид художественного искусства--видео-арт. Это уже не картина в обычном понимании, а искусство новых технологий. Тема--«Хочу дышать». Чуть более 10 минут длится видеоролик. Но здесь мы увидим целую историю. В ней такое же пространство как в картине, но движущееся. Цвета быстро меняются от ахроматического до монохромного. Танец, музыка, звуки, дыхание--все это позволяет говорить о синтезе различных аудио и визуальных средств. Синтетический подход позволяет зрителю через объекты-коды, метафоры выстроить свое понимание истории. Танец девушки в замкнутом пространстве как аллегория души, мечущейся, загнанной, стремящейся жить, любить. Кисти рук, тянущиеся вверх, бессильно падающие,--стремление вырваться из несвободы. Комната--клетка, клетки на полу, замкнутое пространство--рождают ощущение холодного одиночества, физического удушья. Ксилофон как звук кардиографа сопровождает действо и подчеркивает весь трагизм ситуации. И только табличка с надписью «Выход» дает маленькую надежду…
Говоря о выставке, можно выделить следующие положительные моменты. Во-первых, это творческая смелость организаторов и авторов работ. Организация выставки современного искусства в провинции дело неблагодарное и рискованное. Можно остаться неуслышанным и непонятым зрителями. Во-вторых, отрадно, что большинство художников, опираясь на классические традиции, стремятся к новшествам. В-третьих, все нравственные ценности, которые провозглашают в своем творчестве художники «Арт-позиции» можно свести к основополагающим: истине, добру, любови. И показать эти ценности зрителю, на мой взгляд, художникам удалось.
С другой стороны, конечно, есть и недочеты. Возникло ощущение, что выставка была проведена наспех, поэтому не были продуманы некоторые детали. Все представленные работы разноплановы (от реализма до концептуализма), у всех художников свое видение мира, они разобщены.
На выставке очень не хватает информации о художниках. Каждая картина имеет свой QR-код, по-которому можно через Интернет узнать о творчестве автора. Но не у всех зрителей будет такая возможность. Информативный стенд или буклеты органично впишутся в пространство экспозиции. Большим плюсом является изготовление сувенирной продукции: кружек, футболок с эмблемой выставки, принтами картин. Все это может стать брендом объединения.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что создание творческого объединения «АРТ-позиция»--очень своевременное дело. Это поможет объединить художников севера республики, решать совместно творческие задачи, проводить выставки, а молодым художникам найти свое место в искусстве. Организаторам выставки и всем авторам будет намного легче осуществлять коллективные проекты, продвигать новые идеи. Думаю, что у города есть возможности и для открытия своей арт-резиденции. Коллектив единомышленников, огромное стремление к творчеству, поиски своих путей в искусстве--все эти факторы могут выдвинуть город Бирск на передовые позиции современного искусства в Башкирии. Будем надеяться!
Читайте нас: