О жизни древнего поселения
Давным-давно на высоких живописных холмах, нависших над красавицей Агиделью, переселенцами из соседней деревни было основано поселение. Деревня быстро строилась, расширялась, все больше людей приезжало в эти благодатные места. Их привлекала красивая местность: широкие просторы, густые леса, большая река и многочисленные озера, богатые рыбой. В родниках и источниках ласково журчала чистая холодная вода.
В одном из них, самом большом и красивом, по преданию, вода была не простой, а целебной, излечивающей любые раны и недуги. Потому и прозвали его Шифалы чишма (сейчас—Салкын чишма). В окрестных лесах было изобилие дичи, грибов, ягод. Обширные сенокосные угодья простирались сразу же за рекой. Паслись на них стада домашних животных, большие табуны лошадей местных жителей.
Особенно выделялся своей статью и красотой вожак табуна ярко-рыжей, почти огненной масти и с необычно черной длинной гривой. За это и назвали его Караял—Черногривый. Хозяином его был молодой, сильный юноша-джигит. Умелый охотник и рыбак, удачливый кортчы—сборщик дикого меда. Трудился джигит не покладая рук и в поле, и на сенокосе, но особенно много времени проводил на охоте по окрестным лесам и почти не слезал с коня от рассвета до заката, от звезды до звезды. И прозвали его друзья сначала в шутку Кенделек йондоз (Вечная звезда). Позже, уже всерьез, и друзья, и сельчане называли его просто Йондоз, Йондоз-джигит, позабыв о прежнем имени.
Все было хорошо. Даже девушку из своей деревни приметил у реки, в том месте, куда впадал в нее быстрый ручей, берущий начало из лесных родников. Звали ее Тансылу (Утренняя красавица). Она любила приходить сюда одна или с подружками, чтобы искупаться в прохладных чистых водах большой реки, получив заряд бодрости перед началом трудового дня, либо смыть усталость после него перед вечерним закатом.