0 °С
Облачно
Все новости
Культура
16 Мая 2019, 15:00

Стояли насмерть…

В майские дни в Уфе состоялась встреча участниц Великой Отечественной войны из первого комсомольского эшелона девушек-добровольцев Башкортостана, отправившихся на фронт. Здесь собрались 80 женщин-ветеранов. Моя мама Нина Афанасьевна Рухтина (Ширяева), к сожалению, не дожила до этих дней. Хочу поделиться ее воспоминаниями о той далекой суровой поре…

В майские дни в Уфе состоялась встреча участниц Великой Отечественной войны из первого комсомольского эшелона девушек-добровольцев Башкортостана, отправившихся на фронт. Здесь собрались 80 женщин-ветеранов. Моя мама Нина Афанасьевна Рухтина (Ширяева), к сожалению, не дожила до этих дней. Хочу поделиться ее воспоминаниями о той далекой суровой поре…
«Эшелон был сформирован в Уфе по распоряжению Государственного Комитета Обороны. В него на добровольной основе включили 3700 девушек-комсомолок из всех городов и районов республики. Но прежде мы прошли подготовку по воинским специальностям зенитчиков, аэростатчиков, связистов, специалистов воздушного наблюдения и оповещения. Эшелон ушел на Сталинградский фронт в мае 1942 года.
Почти все мы попали в зенитно-артиллерийский полк. Сперва была связисткой-телефонисткой, потом назначили замполитом и отправили на батарею. 23 августа начались ожесточенные бои на подступах к Сталинграду.
Наш полк оказался на переднем крае обороны и вступил в схватку с врагом. С раннего утра бойцы отбивали налеты вражеской авиации. Земля вздымалась, в глазах темно, звон в ушах, на зубах хрустит песок. Небольшое затишье и снова сигнал «Воздух!». Появились раненые. Санинструктор не успевает всех перевязывать. Стали ей помогать, выносили солдат в укрытие. Опять затишье… и немецкие танки! От взрывов снарядов земля и воздух смешались. Погибли командиры орудий, другие бойцы…
Младший сержант Мишатин подбил два танка и упал замертво. Младший сержант Олейник—шесть танков, погиб вместе со своим расчетом. Приняли геройскую смерть подносчики снарядов. Девчата заняли их места. Страшно, но никто не показывает вида. Все команды выполняем моментально, бегом подносим снаряды к пушкам, выводим раненых. Действуем по приказу №227—стоять насмерть, ни шагу назад.
Батарея все еще держится, хотя многие пушки вышли из строя, некому стрелять. Смерть каждому смотрит в лицо. Но стараемся не думать об этом. Готовы идти на танки с бутылками с горючей смесью. Ждем лишь команды.
Позднее узнали, что наша батарея уничтожила два вражеских самолета и 18 танков, около двух батальонов мотопехоты. Это был первый день наступления фашистов на Сталинград. Это был день нашего боевого крещения… Как сейчас вижу город, объятый пламенем. По Волге плывет горящая нефть (были разбиты танкеры). На северо-западной окраине Сталинграда, где сражался наш полк, в мирное время вырос поселок, и появилась улица зенитчиков. На одном из домов—надпись: «Названа в честь 1077-го полка, который в августе 1942 года вел ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками».
После Сталинграда окончила курсы радистов, служила некоторое время в радиопередающем центре, затем—в качестве радиста-телеграфиста в 10-ом отдельном батальоне воздушного наблюдения, оповещения и связи. Он входил в состав действующей армии, занимался ликвидацией бандеровцев, всякого фашистского отребья. Несли службу круглосуточно, в мороз и слякоть, в жару и дождь».
От себя добавлю. Мама демобилизовалась из армии 11 августа 1945 года в звании сержанта и радиста 2-го класса. Окончила Московский педагогический институт. В 1950 году приехала в Бирск. Работала преподавателем русского языка и литературы в педучилище, в средней школе №1 вплоть до выхода на пенсию. Ее муж и мой папа Петр Васильевич Рухтин—тоже участник войны. Освобождал Северный Кавказ, Западную Европу, брал штурмом Берлин. Родители награждены боевыми и юбилейными орденами и медалями.
Читайте нас: