+12 °С
Дождь
Все новости
Культура
22 Марта 2019, 12:26

Современников трактует молодежь

Поэзия развивается стремительно. Трудно уследить за всем новым, что в ней появляется. И радует, когда в школьный курс литературы проникают поэты, еще не успевшие стать классиками.

Поэзия развивается стремительно. Трудно уследить за всем новым, что в ней появляется. И радует, когда в школьный курс литературы проникают поэты, еще не успевшие стать классиками.

Среди современных обучающих технологий есть место и коучингу, то есть наставничеству без принуждения. Знания и умения предлагается формировать на основе собственного эмоционального опыта. Эта технология позволяет легко и свободно расширять мировоззренческий и профессиональный уровень. Подобная модель использовалась на филологическом семинаре в школе №7. Базой для знакомства и обмена мнениями послужила новейшая поэзия.

Идея провести мероприятие пришла учителю-практику Г.М.Давлетшиной. Тематику и содержательную концепцию предложил доцент БФ БашГУ А.Н.Безруков. Форму и логику ведения семинара разработала Р.А.Безрукова. Учащиеся старшего звена легко откликнулись на предложение и охотно включились в работу. Домашняя подготовка была самостоятельной. Во время семинара педагоги деликатно помогали сформулировать точку зрения, уточнить терминологию, расширить культурологическое пространство, увидеть скрытый смысл.

У каждого времени свои поэты. Когда-то в России восхищались мудростью басен И.А.Крылова, изысканностью стихов А.С.Пушкина. Позднее умами завладели А.Блок, С.Есенин, Б.Пастернак. Классическая поэзия, вершинная по всем оценкам, имела характер учительский, содержала этические правила. В наше время поэзия утратила менторство. Ей стала свойственна интерактивность. Выстроенный диалог нравится читателю, создает иллюзию соучастия, близости к поэту. Особенно привлекает это качество свободомыслящую молодежь.

Знакомство ребят с современной поэзией прошло в атмосфере большой увлеченнос-ти. Равнодушных не было. Одни (Э.Шамова, Р.Сабитов, Е.Пономарева) качественно читали стихи, другие (Е.Краснова) спешили высказать свое мнение, третьи (Р.Гильманов, Д.Хуснутдинова) вступали в полемику, четвертые (Д.Канзафарова) предлагали иллюстрации. Поскольку мероприятие называлось «Имена современной поэзии: рецепция художественного текста», более всего ценилась оригинальность восприятия стихов и их неординарная трактовка (В.Вазюкова, А.Шакирова, Н.Кузнецов, С.Запивалова, Д.Байрамалова). Предметом для разговора стало творчество Веры Полозковой, Дмитрия Степанова, Ирины Астаховой.

33-летняя Вера Полозкова—лауреат премии «Неформат» и премии имени Риммы Казаковой, номинант премии «Парабола», автор нескольких сборников. Ее стихи привлекают читателей свободой, раскованностью, яркими образами, тревожащим душу смыслом. Она заставила полюбить поэзию тех, кто застрял в социальных сетях и блогах. Слушали стихи «Яблоко», «Горький запах полыни», «Мне бы только хотелось». При трактовке «Яблока» вспомнили и библейскую историю, и наши бирские яблоки. Возникли ассоциации с яблочным плодом—глазное яблоко, державное яблоко, попасть в яблочко. Яблочные зернышки заставили говорить о самом насущном: об истоках жизни, ее здоровых началах.

Дмитрий Степанов родился в Уфе в 1978 году, живет на Украине, пишет стихи и поэмы. Размещает их в интернет-пространстве. Хотя его творчество можно считать неформатным, в текстах обнаруживаются параллели с литературной классикой—М.Лермонтовым, А.Фетом, Ф.Тютчевым. В диалоге с предшественниками Степанов, скорее всего, интуитивен. Но это привлекает, заставляет быть к нему расположенным. Очень понравилось участникам семинара стихотворение «Родник». Говорили о живой воде, чистоте, сердечности, близости к природе, неиссякаемости красоты.

Ах (Ирина) Астахова (1987)—заметный автор в современной литературе, тиражи ее книг многотысячны. Ее любят за открытость, легкость, даже тривиальность. Удивляются ее умению перевоплощаться. Она может писать стихи и от женского имени, и от мужского. А еще в ее текстах—острые социальные проблемы, безбоязненность говорить о них, нервно-психологические колебания, которыми живет современный человек.

Астахова много гастролирует, ее выступления собирают полные залы, аккаунты в соцсетях насчитывают более миллиона подписчиков. Были прочитаны «Собака», «Я хочу быть ребенком», «Поезд». В процессе обсуждения выяснили, что стихотворение «Собака»—авторская формула сосуществования всего живого на Земле, что движущей силой жизни может быть только любовь.

Подводя итоги семинара, наставники говорили о читателе как об участнике творческого процесса. Школьники получили представление об актуальных правилах чтения. И, что важно, утвердились в самооценках, скорректировали свой культурный уровень, поверили в личные гуманитарные возможности.

Осеннее море

Холодный ветер волну уносит,

воспоминанья мои храня.

На море тоже бывает осень,

и эта осень манит меня.

Мне полюбилось, чем сердце старше

и чем бессмысленней зов страстей,

смотреть, как быстро пустеют пляжи

и забирают дома людей.

Как рыбаки собирают сети,

как осыпается виноград,

как море, гладкое на рассвете,

такой же гладью спешит в закат.

И твой звонок не нашел ответа,

но дней тепло я в душе храню;

когда на море вернется лето,

я обязательно позвоню.

Ах (Ирина) Астахова.


Читайте нас: