В историческом музее одновременно затикали около 200 часов XVIII-XX веков
Мы давно перестали ощущать эту удивительную координату единого пространства. Ушли в прошлое тикающие ручные часы, настенные—с боем, будильники с механическим звоном. На смену пришла беззвучная электроника. Секунды бегут безмолвно. Разве что в новогоднюю ночь послушаем бой курантов…
С идеей организовать необычную выставку «Часы 12 бьют» в преддверии Нового года выступили бирские часовых дел мастера Андрей Лобов, Валентина Хахалкина, коллекционер Эльвира Фахрисламова и краевед Нина Рыбалко. Представленные ими раритеты основательно дополнили небольшой музейный фонд.
—В эти предпраздничные дни особенно остро чувствуешь ход времени, буквально осязаешь его,—пояснила Нина Владимировна.—А в музее можно просто послушать, как оно отмеряется старинными хронометрами. В них особая притягательная сила.
Разнообразные по форме, технике исполнения механизмы, ручные, карманные, настольные, в виде кулона и перстня, настенные самых знаменитых мастеров Павла Буре, Мозера, Калашникова и сына, всех часовых заводов советского периода... Глаза разбегаются, а слух услаждает умиротворяющая мелодия боя. Пожалуй, лишь каретных часов не хватает. Оказывается, ими пользовались в XIX веке богатые путешественники.
—Ой, часы «Полет»! У меня были такие в молодости,—с ностальгией восклицает то одна, то другая пенсионерка и рассказывает, кто часы подарил и кому они достались после нее. Это была дорогая вещь.
На отдельном стенде—корабельные, автомобильные, танковые, авиационные часы. Все они механические, иначе нельзя. А еще огневые (свечные), песочные, солнечные.
У каждого экспоната своя судьба, своя история эпохи, отдельно взятой человеческой жизни, складывающейся из секунд и минут в сутки, месяцы, годы. Это и элементы интерьера, и молчаливые хранители семейных традиций. Вот где благоговейная тишина, нарушаемая лишь легкой поступью времени. Так и хочется написать это слово с большой буквы в знак ошеломляющего восприятия четвертого измерения Вселенной.