+8 °С
Облачно
Все новости
СВО
14 Июня , 19:19

Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника

«Молодёжка» узнала, как 50-летний Динар Калимуллин, который уже 16 лет работает фотокорреспондентом газеты «Кызыл тан» и имеет звание «Заслуженный работник печати и массовой информации Республики Башкортостан», 4 года назад в свободное время начал делать уникальные изделия из натуральной кожи.  

Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника
Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника

 

Пообщавшись с коллегой и рассмотрев его авторские изделия из натуральной кожи, поняла, насколько эксклюзивны товары ручной работы, а самое главное – они отражают тепло души мастера. А мастер может сделать из кожи практически все – и сумки, и обложки для разных документов, блокнотов, и кошельки, и ремни, и чехлы для очков, ключей. О таких специалистах знают довольно мало, их находят обычно через друзей и знакомых, а созданными ими вещами гордятся и пользуются годами.



– Динар, расскажи, с чего начался твой интерес к изделиям из кожи?

– Кожаные изделия меня всегда интересовали. А первое, что пришлось самому вручную сшить – это ножны. Когда-то купил нож ручной работы, но он был без ножен. И задумался, где же взять чехол. Спросил у знакомого сапожника, где можно найти натуральную кожу в Уфе. Он подсказал, где лучше купить. Приобрел я кусок кожи размером чуть больше формата А4, начал на просторах интернета интересоваться, как сделать отверстие, чтобы прошить кожу. К счастью, такой информации много в бесплатном доступе. Если не лениться, то её можно найти. Если руки хоть немножко заточены к такому, там уж начинаешь и нитки подбирать, да и многое другое. Сшив ножны, получил удовлетворение.

Дальше думаю – а ведь нужна и маленькая сумочка для документов. Перелопатив кучу информации в инете, выбрал для себя самый простенький фасон. По фотографии на картонке разметил и раскроил изделие. Опять-таки в Уфе купил небольшой кусок кожи, которого хватило. Сшил и эту сумочку, до сих пор храню её. И потихоньку дело пошло. 

Сначала маленькие кусочки кожи покупал в Уфе, а потом смотрю: дороговато получается! Начал искать информацию, где можно купить подешевле и побольше. Так вышел на Белоруссию и сейчас покупаю кожу в основном там и немного в России. Доставка работает быстро. Из Белоруссии вообще доходит быстрее, чем из Питера.



– А начинать все-таки было сложно?

– Да, сложно, поскольку работа кожевника творческая и кропотливая. Ведь конечный результат зависит от мельчайших деталей. Опять-таки любой хороший инструмент всегда дорого стоит. А хочется, конечно, работать с хорошим инструментом. Чтобы делать оригинальные вещи, их надо создавать вручную: раскройка, разметка для швов, обработка края, пробивка каждого отверстия, установка фурнитуры, и каждый стежок сделать руками.

– А какие инструменты используешь?

–  Строчные пробойники для отверстий, чтобы по ним уже можно было прошить. Чтобы шов был ровный, нужен разметчик – покупаешь разметчик. Нитки не дешёвые, я их из Новосибирска выписываю. Нужны также иголки разных размеров, они часто ломаются.



 –  То есть приходится прошивать именно руками?

 – Да, потому что машинный шов немного уступает по прочности ручному. Ну и одно дело – на машинке шить, и совсем другое дело – руками. Натуральная кожа – это живой материал, который хорошо чувствует руки мастера. А ещё ручной труд помогает расслабиться после напряженной работы в Доме печати. Это то же самое, как женщина сидит и тихонько в очках вяжет в релаксе. И ты тоже тихонечко пробиваешь кожу, а потом шьёшь в тишине, чуть-чуть может радио играть… И сидишь спокойненько работаешь, никто не мешает, никто тебя не дёргает. А потом в Интернете свое изделие выкладываешь, ну, например, ножны. Друзья и знакомые рыбаки видят и сразу же начинают писать, звонить, что им тоже надо сделать такие же ножны и обещают подкинуть немного денег «на печеньки». А это означает, что можно будет ещё кожи купить. Так потихоньку от ножен перешёл к кардхолдерам для хранения карточек. На Новый год и другие праздники уже и не думаю, какие подарки купить, а дарю свои изделия. Например, тёще оригинальную косметичку подарил. Потом на более сложные изделия перешел – сумочки, рюкзаки.



– А что сложнее всего сшить кожевнику?

– Сложно шить сумки, ведь там надо и молнии вшить, где-то и кнопки поставить.



– А как тебе удается совмещать основную работу фотокорреспондента и хобби? Как время находишь?

– Ну, днем я фотограф, а вечером дома в свободное время шью, бывает, и до трех часов ночи засижусь (смеётся).

– А на семью время остается?

– Остается, вместе можем и погулять, и на природу выехать. У меня это же на поток не идет, чисто для себя шью, для друзей, родственников, иногда бывают, конечно, заказы.



– Получается, что сейчас материалы для изделий достать легко?

– Достать-то легко, но проблема в другом – ты не можешь пощупать кожу по Интернету. Иногда сморишь по картинке, десятки вопросов задашь продавцу, он отвечает и вроде бы видео снимет и пришлет, но приходит не то, что ты ожидаешь. И эта кожа откладывается на другое изделие, а на то изделие, которое задумал, не пойдет по толщине, по плотности, по жесткости и другим параметрам. У нас в Уфе нет такого, чтобы пришёл, потрогал и выбрал, у нас в основном продаётся дорого, по мелочи. А для каждого изделия необходим определенный вид кожи, и непременно лучшего качества.

 



– Динар, сколько времени уходит на изготовление одного изделия?

– Например, такие простые изделия, как кошелёк или кардхолдер, можно сделать за 3 часа. На изготовление сумочки, в зависимости от сложности, уходит от двух до семи дней.

– А есть ли предмет, который ты мечтаешь сделать, но пока не решаешься?

– Думаю, что уже могу взяться за любую вещь и сделать без проблем. Тем более не хочется повторяться. Когда шьешь изделие по своей задумке и выкройкам, то многие тонкости узнаешь на собственном опыте. Бывает, что портишь много материала. Лучше, конечно, учиться на чужих ошибках, но в Интернете чужих ошибок и многих нюансов не раскрывают. Вот сейчас начну делать сумку через плечо, наподобие «бананки», там, конечно, два шва есть – один наружный, другой внутренний, и интересно, как свести их в ноль, чтобы не было стыка видно.



– Вообще свои изделия повторяешь?

– Как правило, если заказывают, то повторяю. Вот сделал кардхолдер, он лежит у меня в кармане, а там права, немного налички и банковские карты. Всё – ничего больше нет в руках и можно даже сумку не носить. Друзья смотрят: «О, прикольная вещь, такой минималистичный кардхолдер, всё у тебя там вмещается, сделай мне!». И ты уже делаешь готовую выкройку на такие вот ходовые вещи и без проблем вырезаешь, пробиваешь и быстро шьешь.



– Получается, что заказчики у тебя есть. А приносит ли хобби какой-то доход, ведь немало и затрат у тебя?

– Да, приносит, и заказчики есть. Если сделать усилие, то хобби может перерасти в бизнес, но я дорожу своей работой в газете «Кызыл тан». У нас в редакции коллектив сплоченный и дружный, редактор – настоящий профессионал своего дела. А для открытия дела нужно время и много трудиться. Да и сложно найти своего покупателя, тем более выбор сегодня большой.

 



– Чего хочешь достичь?

– Хочется большего совершенства в своих изделиях, всегда есть к чему придраться… Простой обыватель не видит многие погрешности и неточности. Хотелось бы в своих изделиях больше профессионализма. Ведь когда готовое изделие, сделанное на совесть, забирает клиент, который не может удержаться от радостных эмоций, ты тоже получаешь радость и моральное удовлетворение. И главное – понимаешь, что этот человек к тебе ещё раз придет. Кожей я занялся, конечно, не из-за денег, а ради интереса. Но когда появился доход, почему бы не сделать свое хобби дополнительным заработком.

– Есть ли у тебя конкуренты в городе?

– Сложно оценить рынок. По объявлениям в Интернете понимаешь, что многие этим занимаются. Но я, например, в Уфе свои изделия не продаю, они уходят в Питер, Москву и Сибирь. Все работают в своих сегментах. Я не делаю конную амуницию, не делаю ремешки на часы, а делаю кардхолдеры, ремни и сумки. Ремни получаются дорогими, потому что использую в основном итальянскую кожу, пряжки и винты – из чистой латуни, да и много разной химии туда уходит. За 4 года сделал уже около 300 самых разных изделий, на многие ставлю знак мастера, а с логотипом помог художник Артур Василов. Конечно, первые работы уже не сравнить с последними, сейчас получается лучше и рука стала тверже, начал усложнять работу.



– К тебе обращаются с просьбой научить этому делу?

– Да, просят, но я отказываюсь, потому что нет мастерской. Конечно, если человек толковый, то его можно элементарным вещам научить и дальше он уже сам пойдет. Я же все самостоятельно изучал. Так же, как с фотографией: там спросил, здесь узнал, тут почитал, там подсмотрел. Есть курсы по кожевенному ремеслу. Но сейчас, набрав уже опыта и багажа, думаю, если бы взял этот курс, многого, наверное, не приобрел бы. Эти курсы дают ту же самую информацию, которая есть в бесплатном доступе.

– Откуда это желание мастерить? Может, это пример кого-то из семьи? 

– У нас в роду таких конкретных мастеров не было, но дед по материнской линии – Шарип Закреев – валенки зимой катал, плел плетки, лодки делал и срубы рубил. Он был ветераном Великой Отечественной войны, мастером на все руки и все делал из природных материалов. Дома строил топором и пилой без единого гвоздя. Сейчас в Нуримановском районе у меня дом деда стоит, в котором сруб, окна – все без единого гвоздя! Возможно, тяга к ручной работе у меня в генах. Жизнь непредсказуема, и может быть проснется интерес еще к какому-то ремеслу.

Фото из личного архива Динара Калимуллина. 
Автор:Рамзия Габитова

Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника
Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника
Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника
Фотокорреспондент из Уфы осваивает профессию кожевенного ремесленника
Автор:Винер Зиганшин
Читайте нас: